ГХК на КЭФ-2016 – инновации уже в «железе»

На Красноярском экономическом форуме Железногорский Горно-химический комбинат презентовал площадку с инновационными технологиями. Гостям и участникам КЭФ были представлены наработки в области атомной энергетики за последние 8 лет.
Атомная энергетика в режиме штатной эксплуатации во всем мире считается одной из самых дешевых и экологически приемлемых, а ее развитие и учет опыта аварий делает ее уже и самой безопасной с технической точки зрения.
На Горно-химическом комбинате в Железногорске, по сути, решают сегодня последнюю задачу, которая вызывает настороженность общества – цивилизованное обращение с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и замыкание ядерного топливного цикла. Уже накопленное ОЯТ необходимо безопасно хранить – для этого на ГХК построили «сухое» хранилище – на естественном принципе безопасности.
Ни наличие электричества, ни ошибки персонала не могут повлиять на безопасность хранения. Теплоотвод обеспечивает естественная конвекция воздуха, здание выдерживает десятибалльное землетрясение и падение самолета.
Далее – ОЯТ необходимо переработать – для этого на ГХК создают Опытно-демонстрационный центр, в прошлом году сдали первый пусковой комплекс. Технология следующего поколения уже имеет международный патент.
Топливо вскрывают «всухую» и еще в твердом виде отгоняют тритий, это и дает возможность исключить из технологии жидкие отходы. У французов технология вскрытия топлива делает неизбежным его растворение вместе с тритием перед переработкой и, как следствие большие объемы низкоактивных жидких отходов. Налицо качественное преимущество российской технологии.
Наконец – из продуктов переработки ОЯТ необходимо сделать новое топливо и отправить его снова работать в реактор. Для этого в прошлом году на ГХК запустили производство МОКС-топлива для быстрых реакторов.
Промышленные быстрые реакторы есть только в России, на Белоярской АЭС, и в них можно обеспечить почти бесконечное количество циклов обращения МОКС-топлива. В обычных тепловых реакторах – максимум два. Итак: «Сухое» хранилище – ОДЦ – МОКС – этот комплекс технологий на площадке ГХК является уникальным для мировой практики – все производства нового поколения.
Заместитель начальника технического отдела горно-химического комбината Дмитрий Друзь: «Основная наша задача – сделать все, чтобы атомная энергетика была конкурентоспособной.
Потому что атомная энергетика является неотъемлемой частью развития всего промышленного потенциала России и является залогом энергетической безопасности, да и стратег безопасности страны».
По словам специалистов ГХК, быстрая ядерная энергетика является наиболее перспективной: она позволит использовать энергетический потенциал плутония, получаемого из урана-238, которого очень много в природе.
В быстром реакторе одновременно идут два процесса – плутоний сгорает и дает энергию, и одновременно нарабатывается новый плутоний из урана-238. Тепловая энергия ядерной реакции отводится из активной зоны жидким натрием и далее поступает в систему генерации тепловой и электрической энергии.
Руководитель Железногорского предприятия, доктор технических наук Петр Гаврилов рассказывает, что сейчас, в соответствии с задачами, которые поставил Росатом, комбинат ориентируется на экспортные возможности своих технологий. Одна из таких возможностей – завод МОКС-топлива, который может работать с плутонием любого изотопного состава.
Подобное производство есть во Франции. Но там оно рассчитано на плутоний определенного изотопного состава и подходит для реакторов на тепловых нейтронах. Красноярская тепловыделяющая сборка – для быстрых нейтронов и может работать с любым изотопным составом.
По словам специалистов ГХК, быстрая ядерная энергетика является наиболее перспективной: она позволит использовать энергетический потенциал плутония, получаемого из урана-238, которого очень много в природе.
В быстром реакторе одновременно идут два процесса – плутоний сгорает и дает энергию, и одновременно нарабатывается новый плутоний из урана-238. Тепловая энергия ядерной реакции отводится из активной зоны жидким натрием и далее поступает в систему генерации тепловой и электрической энергии.
Генеральный директор ГХК Петр Гаврилов: «МОКС производство для быстрых реакторов – это прорывная технология. Она позволяет замкнуть ядерно-топливный цикл.
Россия в этом технологическом прорыве является лидером, потому что у нас на Белоярской АЭС есть реактор БН-800, на быстрых нейтронах. Наше производство создано для обеспечения его топливом.
Но оно позволяет также расширить и международное сотрудничество, в том числе, изготавливать тепловыделяющие сборки из американского, например, плутония, для американских ядерных реакторов».
Специалисты отмечают, что эта технология работает, однако по-настоящему будет востребована по мере истощения ископаемых энергоресурсов и возникновения их дефицита.
Однако ее развитие уже сегодня могло бы существенно повлиять на сокращение сжигания углеводородов и существенно снизить выбросы парниковых газов, что особенно актуально в свете решений парижского саммита по проблеме всемирного потепления.
Для справки:
Горно-химический комбинат (предприятие Государственной корпорации «Росатом», дивизион ЯРБ) решает ряд важнейших стратегических задач, что подтверждается объемами финансирования: за последние 7 лет он составил 75 млрд рублей – это более чем по 10 млрд в год.
При этом все объекты инновационные, на базе прорывных технологий, требующих нестандартных решений. В 2015 году было успешно завершено строительство семи объектов федерального значения. Горно-химический комбинат в своем развитии является крупным заказчиком высококвалифицированных кадров и высокотехнологической продукции и материалов в Красноярском крае.