Комиссар по правам человека
Что известно про чеченского омбудсмена, который постоянно критикует оппозицию

Нурди Нухажиев работает чеченским уполномоченным по правам человека десять лет. За это время он стал одним из главных защитников главы республики Рамзана Кадырова в СМИ. В марте 2016-го Нухажиев перешел в наступление — он потребовал завести уголовные дела на политика Илью Яшина и журналистку Елену Милашину. «Медуза» рассказывает про омбудсмена, которого в конце 1990-х подозревали в финансовых махинациях.
Темное прошлое
Сведения о жизни Нурди Нухажиева довольно противоречивы. В одних биографиях говорится, что он с 1979-го по 1996-й служил в системе МВД, в других упоминание о службе полностью отсутствует. Известно, что Нухажиев долгое время жил за пределами Чечни: учился в Ухте (республика Коми) — там он окончил железнодорожный колледж, а также на Украине.
Оппозиционер Илья Яшин в своем докладе «Угроза национальной безопасности» утверждает, что в 1995 году Нухажиева осудили за стрельбу в ресторане (где это произошло, не уточняется). В 1997-м в Ухте Нухажиева подозревали в том, что он собрал деньги с неких студентов и уехал с этими средствами в Чечню. Также спецслужбы подозревали его в незаконных финансовых операциях с фальшивыми авизо.
Нухажиев сделал карьеру в Ичкерии, говорится в докладе Ильи Яшина. В ответе на запрос правоохранительных органов Ухты про него сообщили, что Нурди Нухажиев работает экономическим советником Салмана Радуева, впоследствии осужденного за терроризм. Когда именно Нухажиев вернулся в Чечню, неизвестно. В одной из биографий говорится, что в ноябре 1996-го; в другой — что он был свидетелем штурма чеченских горных сел федеральными войсками в первой половине того же года. Неувязки с датами объясняются разрозненными сведениями о биографии Нухажиева.
В конце 1990-х Нухажиев работал в администрации Гудермесского района, потом, в 2002-м, стал начальником управления по обеспечению деятельности спецпредставителя президента РФ по соблюдению прав и свобод человека в Чечне. С тех пор Нухажиев занимается «официальной правозащитой» — его посты назывались по-разному, но всегда были связаны с «правами человека». Должность омбудсмена при главе Чечни — ее Нухажиев занимает и сейчас — он занял в 2006 году.
Лояльность Кадырову
Нурди Нухажиев за время работы зарекомендовал себя как исключительно лояльный Рамзану Кадырову чиновник. В 2008 году, когда у главы Чечни случился конфликт с влиятельной чеченской семьей Ямадаевых, он активно поддерживал Кадырова. Убийство депутата Госдумы Руслана Ямадаева омбудсмен счел попыткой «подорвать имидж» руководителя Чечни.
В 2009-м Нухажиев жаловался в прокуратуру — после того, как глава «Мемориала» Олег Орлов обвинил в убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой Рамзана Кадырова, который лично угрожал ей.
В марте 2016 года на границе Ингушетии и Чечни неизвестные избили журналистов и правозащитников. При этом Кадыров не раз говорил, что не рад правозащитникам в республике; Нухажиев заявил, что к этому нападению причастны сами правозащитники.
Чеченский омбудсмен также требовал завести уголовное дело на Илью Яшина за его «пропитанный ложью» доклад о Кадырове. Он также попросил завести дело о клевете против журналистки Елены Милашиной из «Новой газеты», которая обвинила ближайшего соратника чеченского президента, главу парламента Чечни Магомеда Даудова в похищении правозащитника.
Когда речь зашла о возможной отставке Рамзана Кадырова, чеченский омбудсмен сказал, что это будет означать массовое нарушение прав граждан, живущих в Чечне.
Странные заявления
Нурди Нухажиев считает, что название его должности следует переименовать: вместо «уполномоченный по правам человека» — «комиссар по правам человека». Как говорил Нухажиев, «комиссар» «будет вызывать у граждан приятные ассоциации, так как с ним связано немало славных страниц и подвигов в истории России».
Чеченский омбудсмен отмечал, что «демократическим институтам чеченского общества сотни и тысячи лет». «Со времен Шумера и Урарту чеченский народ выработал уникальный образец общества, где его интересы и интересы личности сбалансированы в высшей степени», — говорил он.
Нухажиев открыто выступает за многоженство (как Кадыров и Даудов): «В стране есть силы, которые вслух и на полном серьезе требуют и добиваются легализации в стране проституции, однополых браков и права сексуальных меньшинств на усыновление детей. Все это вдобавок преподносится как благо. Но когда на этом фоне мусульмане начинают говорить о своем праве, то это воспринимается в штыки! Кстати, статью Конституции РФ о праве на вероисповедание никто не отменял».
Оппозиция, по мнению Нурди Нухажиева, «под самыми благовидными, красивыми лозунгами о демократии стремится превратить нашу страну, ее народы в биологическую массу, которая не будет иметь представления о своей истории, религии, традициях, культуре».