ВШЭ назвала способ оттолкнуть российскую экономику от дна

Для возобновления экономического роста Россия нуждается, среди прочего, «в глубоких структурных и институциональных реформах, которые не уничтожили бы при этом за счет раскручивания инфляционной спирали позитивный результат падения валютного курса рубля». Об этом говорится в аналитическом обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» (КГБ) за период 5–14 апреля, поступившем в Slon Magazine из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ).
Как отметили специалисты ВШЭ, «несмотря на глубокую номинальную девальвацию рубля, Россия с точки зрения динамики индикаторов конкурентоспособности в период с 2000-го года находится ниже всех крупнейших экономик ОЭСР и БРИКС».
«Все ждут, когда же, наконец, нефтяные цены “отрастут” и все более или менее разрешится само собой. Однако, чем дальше, тем менее правдоподобно, что это произойдет», – подчеркивается в обзоре.
Как указывают в Центре развития, российский бюджет на 2016 год сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть $50 за баррель, а в первом квартале стоимость барреля составила $32. Чтобы выйти на заложенные в бюджете $50 за баррель, к концу года цена на нефть должна подняться до $65 за баррель, однако «сейчас этот уровень представляется едва ли достижимым». В результате, как ожидают специалисты ВШЭ, сокращение бюджетных расходов (по крайней мере, по сравнению с запланированным уровнем) станет «практически неотвратимым».
О том, что российская экономика в феврале вернулась в низшую точку текущего кризиса, в ВШЭ сообщили в предыдущем прогнозе в начале апреля. До этого в Центре развития представили два сценария развития экономики РФ до 2020 года – оба они предполагают, что страна в этот период не выйдет из рецессии.
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина 7 апреля объявила, что экономика РФ близка к стабилизации, хотя рецессия в стране еще не завершилась. До этого первый зампред ЦБ Ксения Юдаева говорила, что в экономике России наблюдается «некоторое восстановление», поэтому ее можно описывать не словом «кризис», а воспринимать как «новую реальность».