Народу велят безмолвствовать

Коллегия подконтрольного России верховного суда Крыма под председательством Натальи Терентьевой запретила Меджлис крымскотатарского народа, объявив его экстремистской организацией. Об этом сообщает "Центр журналистских расследований" со ссылкой на наблюдателей Полевого правозащитного центра. Иск, поданный прокурором аннексированного региона Натальей Поклонской, удовлетворен в полном объеме.
Как передают "15 минут", первый зампред Меджлиса Нариман Джелял, выступавший представителем ответчика, заявил, что решение о запрете крымскотатарского национального исполкома будет обжаловано.
Джелял также заверил, что Меджлис, несмотря на запрет российским судом, продолжит свою работу на континентальной Украине и в других странах.
Позже 26 апреля председатель Меджлиса Рефат Чубаров, находящийся в изгнании на континентальной Украине, своим распоряжением ввел чрезвычайный режим деятельности Меджлиса и Курултая крымскотатарского народа, а также региональных и местных меджлисов. Местонахождением центрального офиса Меджлиса Чубаров определил Киев. Организацию деятельности крымскотатарских исполнительных структур он "до принятия Меджлисом крымскотатарского народа иного решения" возложил на себя.
Кроме того, Чубаров образовал особое совещание Меджлиса, в состав которого включил себя и других членов крымскотатарского исполкома, находящихся на континентальной Украине, а также национального лидера крымских татар Мустафу Джемилева, в случае если он согласится войти в состав этой структуры. Решения особого совещания Чубаров объявил обязательными для членов крымскотатарских представительных и исполнительных структур.
В прениях сторон, прошедших во вторник утром, Поклонская заявила, что "вся деятельность и идеология Меджлиса строится только на одном - на борьбе с Россией". Лидеров и членов Меджлиса чиновница назвала "марионетками в руках больших западных кукловодов". "Меджлис нужен только для разжигания розни, ненависти, вражды", - заметила она.
Джелял, в свою очередь, настаивал на безосновательности требований Поклонской. Он подчеркнул, что Меджлис - не общественное объединение, а выборный орган крымскотатарского народа.
Иск о запрете Меджлиса был подан Поклонской 15 февраля. Основанием стал донос, поданный чиновнице лидерами пяти коллаборационистских организаций: Сейтумером Ниметуллаевым из Qırım birligi, Мухамедом Али Бекаевым из "Крымских татар - опоры Крыма", Асланом Смирновым из Комитета крымскотатарской молодежи, Сервером Джеляловым из "Совета крымскотатарских старейшин" и Айвазом (Эйвазом) Умеровом из "Национальной культурной автономии крымских татар городского округа Судак".
Рассмотрение иска началось 3 марта.
13 апреля Поклонская приостановила деятельность Меджлиса. Основанием она назвала статьи 9 и 10 закона "О противодействии экстремистской деятельности". Решение было направлено в Минюст России для включения Меджлиса в соответствующий список на время до полного запрета крымскотатарского национального исполкома.
15 апреля судейская коллегия во главе с Натальей Терентьевой отказалась привлечь к рассмотрению иска представителей меджлисов районов и населенных пунктов. Они настаивали, что эти структуры не имеют отношения к общекрымскому Меджлису, поэтому запрещать их нельзя.
25 апреля судейская коллегия приложила к делу материалы 1988 года, когда Меджлиса еще вовсе не существовало. Он был основан 6 июля 1991 года.
Между тем Госдепартамент США 21 апреля призвал Россию отменить решение Поклонской о приостановке деятельности Меджлиса и прекратить преследование этой структуры. В заявлении также отмечалось, что Москва не имеет право утверждать свои порядки "на территории другого государства". Госдеп в очередной раз призвал Россию вернуть Крым Украине.
Ранее Поклонская утверждала, будто Меджлиса не существует. 22 сентября 2015 года, почти сразу после начала продовольственной блокады Крыма, региональное "министерство внутренней политики, информации и связи" разослало в ведущие СМИ полуострова письмо с настоятельной рекомендацией не упоминать в публикациях и в эфире Меджлис. В обоснование этого чиновники сослались как раз на письмо Поклонской. "На территории республики не зарегистрированы некоммерческие организации с наименованием или частью наименования "Меджлис", а также "Меджлис крымскотатарского народа", - пересказали в министерстве доводы прокурора.
Месяц спустя, однако, чиновница высказалась несколько в ином ключе. 23 октября она заявила, что Меджлис запрещен быть не может, поскольку его "юридически в Российской Федерации нет - данная организация не зарегистрирована". В то же время "определенные действия личностей, которые ассоциируют себя с несуществующим Меджлисом", добавила Поклонская, "конечно же, могут быть признаны неправомерными или экстремистскими".
В тот же день "вице-премьер" Крыма Руслан Бальбек заявил, будто крымские татары жалуются на Меджлис и просят его запретить. Коллаборант также сказал, что Меджлис не имеет никакого влияния на коренной народ Крыма. "Мы говорим сегодня, что в рамках правового поля, с учетом активности самих крымских татар и их гражданских институтов, религиозных организаций, возможен такой запрет (Меджлиса. - Ред.)", - заключил он.
Тогда же стало известно, что Общественная палата России направила генпрокурору Юрию Чайке донос на Меджлис. В бумаге за подписью первого зампреда комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максима Григорьева утверждалось, будто жители Крыма неоднократно жаловались членам палаты на "экстремистскую деятельность" Меджлиса.
Действительной причиной осенних атак на Меджлис стала продовольственная блокада Крыма. При этом Джелял опровергал причастность организации к этой акции. "Блокаду инициировала та часть Меджлиса, которая вынужденно сегодня находится на территории материковой Украины, - подчеркивал политик. - Сама блокада происходит на территории Украины".
Против Чубарова и Джемилева, который возглавлял Меджлиса до осени 2013 года, в Крыму возбудили уголовные дела. Они, однако, остаются вне досягаемости российских властей, которые сами в 2014 году фактически выдворили обоих политиков на континентальную Украину. Между тем один из четырех зампредов Меджлиса, Ахтем Чийгоз, уже второй год заключен в симферопольский СИЗО-1. Он является основным фигурантом сфабрикованного "дела 26 февраля"; по части 1 статьи 212 российского УК (организация массовых беспорядков) Чийгозу грозит от 8 до 15 лет колонии.