Дата
Автор
Андрей Липский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Как нас не будут пускать за границу

Когда за правку законов берутся такие виртуозы создания «страны запретов», как депутат Госдумы Ирина Яровая и член Совета Федерации Виктор Озеров, жди недоброго. Ну, что ж, в очередной раз дождались.

Госдуме предложен для рассмотрения и принятия в первом чтении пакет поправок в различные законы. На шершавом правовом канцелярите это называется проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Проект в соответствии с процедурой был передан спикеру Госдумы Сергею Нарышкину еще 7 апреля нынешнего года. А затем правительство около месяца рассматривало его, и 11 мая дало свое заключение. Положительное, если не считать одного-единственного, не слишком существенного замечания, которое касается объема сохраняемой информации.

В проекте поправки в самые различные законы: о противодействии терроризму, об оружии, о связи и даже о «транспортно-экспедиционной деятельности». Всего обновлению должны подвергнуться 10 законодательных актов РФ. Не знаю, вполне возможно, что-то из этих поправок и поможет борьбе с терроризмом.

Но нам бросилось в глаза то, что скорее поможет продолжению бескомпромиссной борьбы с российскими гражданами. Это предложение расширить основания по ограничению на выезд российских граждан за границу.

В нынешнем законе о порядке выезда из РФ и въезда в РФ — точнее, в его 15-й статье — содержится восемь оснований для «временного ограничения» выезда. Здесь и допуск к гостайне, и призыв на военную или альтернативную службу, и отсидка, и неисполнение обязательств, наложенных судом, и сообщение о себе ложных сведений, и признание себя банкротом.

Но депутаты-запретители предложили девятое основание, которое еще в период подготовки вызвало недоумение и тревогу многих юристов и правозащитников. Это запрет на выезд из страны тем, кто получил так называемое официальное предостережениео недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по статьям о терроризме, экстремизме и т.п. Причем, такое «предостережение» является основанием, чтобы закрыть перед гражданином выездной шлагбаум на целых 5 лет после его вынесения.

Совет по правам человека при президенте заявил тогда, что «безопасность нельзя укреплять за счет нарушения Конституции».

Дело в том, что предложение, почему-то не вызвавшее возражений со стороны правительства, действительно является грубым нарушением конституционных прав граждан, в частности права на свободу передвижения. Ведь «предостережение» — это внесудебная акция. Оно выносится представителями ФСБ, минуя суд, и требует только уведомления об этом прокуратуры. Понятно, что такая практика не требует ни тщательных доказательств, ни публичной судебной состязательности, а значит, открывает широкие возможности для оказания давления на неугодных, в отношении которых можно состряпать основания для предупреждения. Тем более, что и понятие «экстремизм» у нас безразмерное, и творчество силовиков на местах беспредельное. А потому к осужденным за нежелательные перепосты в сетях, за «возбуждение ненависти к социальной группе «чиновники»» и за неумеренное участие в разрешенных законом пикетах скоро добавятся невыездные граждане, которых просто «предостерегли».