МНЕНИЕ: Панамский штиль в Красноярском болоте

Беглый обзвон десяти депутатов Законодательного собрания края с просьбой прокомментировать историю привел к одному и тому же результату – новость читали, комментировать не будем. Оно и понятно. Корпоративный дух или другими словами «мало ли что». Замешанные Виктор Томенко в бытность директором компании «Норильский никель» был молод и амбициозен. Бизнесовый и политический взлет парня-индиго в принципе не удивлял.«Панамское досье», наделавшее много шума в Европе и США, зацепило и красноярцев. Да так, что в офшорных скандалах оказались замешаны первые лица края. Впрочем, особого интереса к «раскопкам» коллег-журналистов никто не проявил. Более того, складывается четкое убеждение, что всем вообще на все плевать.
Да, в Сером доме шепчутся. Остальные 2 млн жителей края не то, что митинговать, даже кликать на новость не стали. Видимо, устали.
Но наверняка в этой офшорной истории молодой Томенко был не инициатором. Схема устройства офшоров показывает здесь более маститых персон –Владимира Кедринского и Игоря Айзенберга.
Сейчас Айзенберг – руководитель агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.Первый – абсолютно непубличный кардинал – неразрывно был ранее связан с «Норильским никелем», а после остался при изгнанном с севера Михаиле Прохорове.
Второй также вышел из норильских металлургов, но чуть более публичен Кедринского – в Красноярском крае любознательный житель его как минимум пару раз видел в теленовостях.
Кедринский никогда не был во власти (политсовет бесполезного «Правого дела» не считается), потому в этой офшорной сказке предъявить ему – бизнесмену – по сути, нечего. Но когда в деле замешан целый председатель правительства и руководитель агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края – здесь вопросов масса.
Одна беда: пресс-служба правительства края ныне работает по принципу «ни слова – ни полслова». Добиться комментария на какой-либо из вопросов практически невозможно.
Главной задачей наших бывших коллег стало охранять от нежелательных вопросов своих начальников.
К Денису Пашкову, который также замечен в «досье», тоже есть вопросы. Но где теперь его искать? Говорят, недавно был на детском хоккейном турнире в Красноярске. Мнения Политолог Юрий Москвич уверен, тема свое еще возьмет. А сейчас пока все затаились, потому что пребывают в шоке. «Это шоковое состояние. В первую очередь для элиты Красноярского края. Я, конечно, могу предположить, что многие не удивились появлению этих фамилий, ведь люди до государственной службы довольно успешно занимались бизнесом.Но с другой стороны, это шок, потому что рушится вся выработанная в крае система продвижения людей по карьерной лестнице к высоким должностям, рушится целостная картина мира. И сейчас необходимо время, чтобы все осознать», – заявил Москвич.
Также он вставил шпильку и журналистам: «Еще одна причина – СМИ в последние 15 лет в России отучились ловить мышей.
В 90-е годы была свобода критики всех органов власти, триумф журналистских расследований. Но затем шаг за шагом все это бралось под контроль и самоконтроль, критический уровень снизился практически до нуля», – говорит политолог.
А после делает оговорку – в Красноярском крае с критикой власти удивительным образом все хорошо: «В последнем исследовании СМИ в России красноярские средства массовой информации названы критическими к власти. При этом в 13 регионах страны таких СМИ нет совсем».
Главный редактор «Делового квартала» в Красноярске Алексей Машегов после публикации «панамского досье» ждет перемен к лучшему. Но не сильно в них верит.
«Я не могу говорить за общество – почему всем все равно. Могу сказать за себя. Мне не то, чтобы все равно, но...
Не жду достижения идеала, но по-прежнему жду перемен к лучшему. Кроме того, у меня есть понимание, что, несмотря на множество вопросов и претензий к этой власти, она принимает и достаточно много решений, которые лично меня устраивают и кажутся разумными.Есть понимание, что мирным путем эту власть не поменять. А крови и революций хочется меньше всего. Может ли власть эволюционировать в лучшую сторону сама, как-то очиститься? Либералы уверены, что нет. Я все же надеюсь, что да.
Политика – это вообще выбор меньшего из возможных зол. Для меня Путин – именно такой выбор», – заключил журналист.
Собственно сам любознательный журналист dela.ru, раскопавший именитых красноярцев в «панамском досье» (попросил обойтись без упоминания фамилии), считает, что причин для низкого интереса к красноярским фамилиям в офшорном списке две.«Первая в том, что такими "сливами" давно уже никого не удивишь – все, кто интересуется политикой, и в последние годы, и раньше имели множество возможностей убедиться, как в российских властных структурах "делаются дела" и осваиваются бюджеты.
В этом смысле появление документов, в которых полные тезки действующих краевых чиновников уличены в связях с офшорами, ничуть не нарушает картину миру обывателя, а, наоборот, лишь дополняет и укрепляет ее.
А вторая причина в том, что для рядовых россиян тема офшоров малопонятна и бесконечно далека.
Вот растущие цены на продукты или бензин – это близко и трогает. А абстрактные богатства абстрактных чиновников, спрятанные на счетах в теплых странах – это что-то из параллельного мира, который существует только на экране двух каналов телевизора по вечерам.
Возможности как-то влиять на него в современной политической системе у россиян почти нет – потому они и не пытаются», – поделился мнением сотрудник портала.