Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

МНЕНИЕ: «Мы проспали "группы смерти"»


Алексей Машегов, главный редактор «ДК-Красноярск», отец троих детей, написал колонку о подростковых суицидах. Статья в «Новой газете» про «группы смерти» привела меня в ужас. А в ужас меня мало что может привести – выработан иммунитет профессионального цинизма. Оставлю в стороне формальный аспект этого материала, вызвавший столько споров.
Да, текст, мягко говоря, странный. Избыточные эмоции, формулировки в стиле советской прессы, неуместная цитата из «Сплина» в качестве признака суицидальности, манипуляция со статистикой – все это в нем есть. А еще хоть каких-то источников информации, кроме мамы погибшей девочки, не наблюдается. И это не очень хорошо, и даже плохо. Ну, позже появились другие материалы, сделанные профессионально людьми «в теме» – с комментариями создателей «групп смерти», с фактажом и внятной хронологией событий. Оказалось, что «заговора против наши детей» вроде не было, но были ребятишки, сами чуть постарше школоты, заигравшиеся в опасные игры и ошалевшие от того, что вышло. И многие облегченно выдохнули: «Ну вот, мы же говорили – нет никакой волны суицидов, интернет и "контактик" ни при чем, статистика подростковых суицидов на одном уровне много лет. Все ровно, ребята, напрасно шум подняли!». Волны, пожалуй, и правда нет. Пусть это 5-9 суицидов, так или иначе связанных с «группами смерти» (в этом месте «выдыхающие» делают сноску: «Безусловно, каждый случай –трагедия, но...»). Я подчеркну: всего лишь связанных, речь не о том, что к прыжку с крыши непременно паблик подтолкнул. И все же. Мысли о смерти, особенно собственной – это такая же норма для подростков, как прыщи. Лучший способ их победить – конечно же, время. Да и против гормональных сбоев не попрешь.

Но если при этом килограммами есть шоколад и запустить гигиену – прыщей станет еще больше. Для суицидальных устремлений тоже важна питательная среда.

Если она есть, если в гаджете подростка сплошной депрессняк и романтические киты-самоубийцы, если он общается в пабликах с такими же страдальцами, а админ –разжигает... Вероятность того, что мысль воплотится в роковое действие, растет. «Прыщ» неудовлетворенности жизнью набухает.

Спады и всплески молодежных суицидов были всегда, у разных эпох – свои причины и факторы. Тут и Вертер, и Курт Кобейн.

«История знала потерянные, разочарованные поколения. Но такого мощного инструмента объединиться и масштабироваться, не выходя из квартиры, не было», – написал мне в Facebook старый знакомый, который помнит, как я пытался петь в панк-рок-группе.

Группа называлась «Суицид», между прочим. Хорошо, что 20 лет назад «ВКонтакте» еще не придумали.

Я не призываю закрывать соцсети. Я не запрещаю своим детям ими пользоваться.

Моей старшей дочери – 14 лет, она входит в потенциальную аудиторию «групп смерти». Спросил у нее вчера – да, весь ее класс в курсе, что такое сообщество F57 и кто такая Рина Паленкова. Говорит, в ноябре-декабре прошлого года эта тема была очень популярна, потом пошла на спад.

А мы и не знали. Мы просто проспали все это. Я считал себя внимательным и современным родителем, чутким к трендам, которые могут повлиять на моих детей.

Я себя переоценил. А вместе со мной и другими родителями вдруг проснулись и засуетились и спецслужбы, и Роскомнадзор, и депутат Мизулина, куда без нее. Где ж вы раньше были?

Я интересовался у экспертов: существует технологическая возможность выжечь подобные паблики и их инициаторов на корню, а не прикрывать их постфактум, чтобы они тут же открыли «зеркало». Но, видимо, проще блокировать СМИ, забывшие, что в новостях о чьем-то добровольном уходе из жизни нельзя использовать некоторые крамольные слова.

Сейчас все группы с «китами» и «бабочками» позакрывают. Но, как написала мудрая девочка Лиза Скульская, «завтра будут другие символы, вы их не успеете и заметить. Раннее утро, 4.20? Будет другое время икс. Вы не успеете за нами, если зациклитесь на конкретных деталях».

То, что вокруг моих детей вызрела массовая субкультура суицидальной школоты, а я этого не заметил – и привело меня в ужас. И это не только страх за ребенка и оскорбленное отцовское самолюбие.

Пока в Facebook сокрушаются о «православном халифате», бытовой сатанизм становится нормой для наших подростков. Понимаете?

Вся эта история не про маргинальных эмо, готов и фанатов блэк-метала. Самые обычные ребята состояли в «группах смерти» и играли в «самовыпиливание».

Я утрирую, но раньше выявить угрозу было просто: стал ребенок носить черное и делать макияж, как у Дракулы – тревога! Теперь все сложнее. Привычные индикаторы не работают.

Это значит, что нужно быть во стократ внимательнее к своим детям. К тому, чем они живут. И тому, от чего могут умереть.

Источник: http://krasnoyarsk.dk.ru/news/mnenie-my-prospali-gruppy-smerti-aleksey-mashegov-dk-krasnoyarsk-23702...