Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Новый тридцать седьмой»: зачем арестовали Никиту Белых?


«Пружина перестройки замедляет ход, незаметно для нас уготовив новый тридцать седьмой». Превращение успешного и знаменитого губернатора в затравленного и потрясенного человека в наручниках – такие вещи редко происходят на наших глазах, и психологический эффект от ареста Никиты Белых, пожалуй, сильнее политического. Область областью, но не каждый день в России государственных деятелей такого уровня публично уничтожают и растаптывают, сопровождая каждый эпизод гражданской казни впечатляющими фото- и видеоиллюстрациями – от ресторана до клетки в зале суда; улюлюкающий представитель Следственного комитета Маркин пытается, и иногда успешно, навязать предмет обсуждения в виде «брал или не брал», но это бессмысленная постановка вопроса – варианты «брал» и «не брал» с одинаковым правом сосуществуют в жизни каждого российского чиновника, одновременно и играющего по правилам, и не оспаривающего базовые коррупционные принципы самих этих правил. В этом смысле Белых абсолютно равен своим предшественникам Хорошавину (Сахалин) и Гайзеру (Коми) – все трое, какие бы коррупционные обвинения им ни предъявлялись, безусловно, могут считаться жертвами именно политического преследования, потому что ни один из формальных эпизодов, записанных по их поводу в протоколах, не выходит за пределы давно и бесперебойно работающих порядков российской государственной системы. Регулярно (а третий арест за год с небольшим – это уже именно регулярно, уже не разовые эксцессы) сажая своих губернаторов, система или совершает саморанения, приближая саму себя к неизбежной гибели, или перестраивается, делая себя устойчивее и жизнеспособнее.

Понятно, что среднему критику Путина больше понравится первая (саморанения системы) версия. Вторая версия (система перестраивается) – пессимистичнее, но, как и положено пессимистичным версиям, реалистичнее. К ней стоит присмотреться.

Говорить всерьез о «новом тридцать седьмом» в современной России давно неприлично, да к тому же (несопоставимые масштабы) и безнравственно, но репрессии против губернаторов воспроизводят логику именно тридцать седьмого года, более близких исторических аналогов у нас нет. Жертвами делаются не карбонарии, не оппозиционеры и не тихие внутрисистемные саботажники, а совершенно обычные главы регионов – нет никаких сомнений, что если бы не вмешательство необъяснимой репрессивной силы, все трое, включая Никиту Белых, в сентябре прекрасно справились бы с процентами для «Единой России», а на сайте Кремля продолжали бы публиковаться поэтичные стенограммы их редких разговоров с Путиным, когда Белых (Хорошавин, Гайзер) долго говорит про социально-экономическое развитие своего региона, а Путин ему (им) отвечает: «Хорошо». Никаких публичных поводов для расправ над этими губернаторами не было. Были ли непубличные? Предположим, что были, то есть было что-то, что заставило ФСБ, СК и, скорее всего, лично Владимира Путина или хотя бы главу его администрации Сергея Иванова разрешить шестеренкам репрессивной системы завертеться не в пользу этих губернаторов. Таким поводом могло быть что угодно – степень мнительности и обидчивости высших федеральных чиновников, в том числе силовых, довольно высока, и они, как правило, ее не скрывают, и, наверное, стоит исходить из того, что Хорошавин, Гайзер и Белых, каждый по-своему, действительно чем-то так огорчили федеральное начальство, что оно решилось на скандальную развязку.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.