Ускользающие Игры, ускользающий ЧМ

Сборная России почти наверняка не будет допущена к выступлению на Олимпиаде в Бразилии, считают эксперты. По их мнению, в связи с масштабным допинговым скандалом шансов на то, что хотя бы «чистые» спортсмены, в анализах которых не было обнаружено следов стимуляторов, практически лишены шанса на участи в Олимпийских Играх 2016 года.
Напомним, скандал разразился после того, как американская газета New York Times опубликовало материал с высказываниями бывшего руководителя московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Тот утверждал, что не менее 15 российских спортсменов - призеров Олимпиады в Сочи выиграли благодаря допингу и вообще были только частью масштабной программы применения допинга.
Всемирное антидопинговое агентства (WADA) начало расследование. Его результаты были обнародованы 18 июля на пресс-конференции в Торонто. В докладе WADA говорилось, что свидетели подтвердили информацию о массовом использовании допинга, причем использовании под государственным контролем; что пробы на допинг, взятые у российских спортсменов, массово подменялись; и сообщили, что пробы заменяли по решению заместителя министра спорта России Юрия Нагорных.
Теперь допуск российской сборной к Играм будет подлинным чудом; более того, России впору беспокоиться за судьбу чемпионата мира по футболу в 2018 году, считает спортивный журналист Никита Белоголовцев.
Cпортивный журналист Никита Белоголовцев. Фото:youtube.com«Думаю, что перспективы наши на участие [в Олимпиаде в Бразилии] довольно-таки безрадостны. Международный олимпийский комитет, видимо, не будет в этом вопросе спешить – они подождут решения Высшего спортивного арбитража, который обычно заседает в Лозанне. Сейчас его заседание перенесли в Женеву, поэтому решения у нас сегодня, видимо, не будет. Будет оно в лучшем случае завтра, или, может быть, чуть позже.
Но что [по поводу призыва WADA не допускать российскую сборную к Олимпиаде в Рио] можно сказать? Ничего сенсационного в нем нет. То есть, безусловно, любое из ряда вон выходящее событие – это сенсация, но с точки зрения неожиданности это не сенсационно. Скорее, было бы удивительно, если бы после всего того, что случилось, комиссия WADA вышла на трибуну и сказала: «Знаете, мы ничего у ребят не нашли, все хорошо, так что – в добрый путь!».
Понятное дело, что этого никто не ждал. Понятное дело, что и само это расследование, в общем, достаточно своеобразное. Если его рассматривать строго с юридической точки зрения, в нем есть огромное количество белых пятен. Понятно, что если бы речь шла о суде, о полноценном судебном процессе, то у судей были бы гигантские вопросы к этому расследованию. Этого его авторы, в общем, и не скрывают. Говорят: ну да, мы торопились, чтобы успеть к сроку, что успели, то успели, а хотели бы продолжить».
«С моей точки зрения, есть несколько железобетонных моментов, которые вызывают серьезные вопросы. Это, конечно же, в первую очередь история про несовпадающие ДНК анализов, которые спортсмены якобы сдавали, и самих спортсменов. Я не специалист, чтобы оценивать рассказ про царапины на крышках пробирок с пробами (СМИ писали о царапинах на внутренней стороне контейнера с пробами, которые, по их сообщениям, свидетельствовали, что контейнер открывали – прим. ред.) – можно ли их обнаружить, можно ли на этом основании делать выводы. Наверно, об этом уже криминалисты должны говорить. Но, в общем, любому человеку в здравом рассудке понятно, что если систематически (а 3 из 11 – это уже систематически) не совпадают ДНК людей, которые якобы сдавали анализы, с ДНК анализов, то это, конечно же, приговор. Это же практически стопроцентно подтверждает все показания [бывшего главы московской антидопинговой лаборатории] доктора [Григория] Родченкова и прочих.
Специальные бутылки фирмы Berlinger для допинг пробВ этой ситуации бесконечно жалко «чистых» спортсменов, которые на Олимпиаду, видимо, все же не поедут, если не произойдет чуда. Но при этом логику обвинения тоже можно понять. И логика обвинения тут, очевидно, в следующем: если у вас подменяют пробы, то как вообще мы можем верить, что кто-то из ваших спортсменов чист? Если вы подменили, как говорится в докладе, 600 проб, то почему мы должны быть уверены, что среди них не было проб вот этого, этого или этого спортсмена?
Это, к сожалению, такая «прибивающая к стенке» правда. Потому что да, действительно, если пробы массово подменялись, то любой российский спортсмен может подозреваться в применении допинга. И, наверно, если считать факт с массовой подменой доказанным, как считают в WADA, то он снимает презумпцию невиновности и формирует своеобразную «презумпцию виновности» для всех российских спортсменов, которые сдавали пробы в России.
Вчера многие призывали дождаться выступления Владимира Путина как главного лоббиста российского спорта. Скажу честно, выступление не то чтобы разочаровало, но я ожидал от него каких-то более сильных заявлений. По большому счету, если убрать «обязательную программу», все это «мы против допинга», «плохо, когда Игры бойкотируют» – в общем, если все это вынести за скобки, в речи Путина останется только: «Мы отстраним [заместителя министра спорта Юрия] Нагорных и других чиновников пониже рангом на время продолжающегося расследования, в котором мы хотим принять участие и просим нам предоставить данные».
С моей точки зрения, это очень слабое заявление, которое говорит как минимум о том, что в России до сих пор нет своего расследования. То есть ясно, что когда было расследование WADA, в России параллельного внутреннего расследования не проводилось. Об этом же сказал [Ричард] Макларен, глава комиссии WADA: мол, в Россию меня как-то не пригласили, чтоб показать, что ничего подобного нет и быть не могло.
Наверно, можно предположить, что сейчас будут какие-то попытки торга. Но очень сложно понять, с кем он может вестись и по какому поводу. Потому что [президент Международного олимпийского комитета] Томас Бах, на которого мы вроде как уповали как на нашего большого друга и человека, очарованного Сочи, по данным разных источников, находится просто в ярости. Вероятно, он зол на то, что его, в том числе и лично, обманули: уж наверняка ему давались некие гарантии и делались заверения, что все подозрения – глупости, высосанные из пальца. А тут оказывается, что это были совсем не глупости и далеко не все – надуманные.
Поэтому, честно говоря, у меня нет никаких иллюзий по поводу участия нашей сборной в играх в Рио. Я еще раз повторю: мне кажется, что если это все не закончится ее отстранением, это будет большое чудо. И мне кажется, что сейчас наши дипломатические усилия должны быть – и, наверно, будут – сосредоточены на попытках отстоять чемпионат мира по футболу 2018 года. Потому что, очевидно, он находится в непосредственной опасности, и в докладе [комиссии WADA], в том числе, есть слова о систематических злоупотреблениях с допингом во время предыдущих крупных турниров – Универсиады, чемпионата мира по легкой атлетике, Олимпийских Игр в Сочи. А наша заявка на 2018 год во многом строилась на том, что вот, смотрите, как мы все чудесно проводим, и чемпионат тоже чудесно проведем.
Сейчас такой уверенности насчет чемпионата совершенно нет. Очевидно, что в ФИФА переносить чемпионат из России не очень хотят – у них на это банально нет времени, это потребует денег. Как раз отсюда родом все эти вчерашние многочисленные заявления оргкомитета, что мы сейчас все сделаем, проконтролируем и так далее. Но существует ситуация, при которой могут просто поставить перед фактом – к огромному сожалению для России и российских болельщиков», – сказал Никита Белоголовцев.