1946 год. Постановление "О кинофильме "Большая жизнь"
70 лет назад, 4 сентября 1946 года, Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о второй серии фильма "Большая жизнь" режиссера Леонида Лукова. В нем говорилось, что фильм "порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении... По уровню техники и культуре производства, показанных в фильме "Большая жизнь", кинокартина отражает скорее период восстановления Донбасса после окончания гражданской войны, а не современный Донбасс с его передовой техникой и культурой, созданной за годы сталинских пятилеток.
В фильме "Большая жизнь" дело восстановления Донбасса изображается таким образом, будто бы инициатива рабочих по восстановлению шахт не только не встретила поддержки со стороны государства, но проводилась шахтерами при противодействии государственных организаций. Такое изображение отношений между государственными организациями и коллективом рабочих является насквозь фальшивым и ошибочным, так как известно, что в нашей стране всякая инициатива и почин рабочих пользуются широкой поддержкой со стороны государства".
Создателям фильма инкриминировали также изображенные в "Большой жизни" "многократные выпивки, пошлые романсы, любовные похождения, ночные разглагольствования в постели". На экран вторая серия "Большой жизни" вышла только в 1958 году.
В постановлении досталось и Сергею Эйзенштейну - за то, что он "во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, - слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".