Life: Российские ученые предостерегли Монголию от строительства ГЭС на притоке Байкала
В Институте земной коры СО РАН создали компьютерную модель последствий планируемого строительства монгольских ГЭС, и иркутские ученые уверяют — негативные последствия, о которых в последнее время так много говорят, коснутся в большей степени самой Монголии, нежели байкальского бассейна в России.

Посмотреть, что станет, если в Монголии появятся те самые грозящие Байкалу ГЭС, решили заведующий лабораторией современной геодинамики Института земной коры СО РАН профессор Кирилл Леви и старший научный сотрудник института Андрей Мирошниченко,
пишет
Life.
«Мы решили сами смоделировать ситуацию на топографических картах, принимая те цифры, которые как бы официально опубликованы, и „построили“ модели тех водных бассейнов, которые возникнут при постановке трёх гидротехнических сооружений», — сказал заведующий лабораторией современной геодинамики Института земной коры СО РАН Кирилл Леви.
Речь идёт об
Эгийн-гол
ГЭС и Шуренской ГЭС, о которых много слышно в последнее время, и гидротехническом сооружении на реке Орхон.
«Там затапливаются достаточно широкие речные долины, заполненные песками, и на склонах очень тонкие почвенные слои. А при отработке любого гидротехнического сооружения неминуемы сезонные колебания искусственного озера. Такой „массаж“ склонов приведет к тому, что „материал“ со склонов начнет стаскивать в саму водную ванну и произойдет ее заиливание, загрузка рыхлыми осадками», — отметил Леви.
Сложности с поддержанием нужного для работы гидроузла уровня воды в бассейне ГЭС — это не единственная проблема, которая возникнет после строительства гидроузлов.
«Поскольку в этих широких степных местах ведется выпас скота, а эта достаточно большая площадь уйдет под воду, животных нужно будет гнать
куда-то
в другие места, — добавил профессор. — Учитывая, что испаряемость с этой территории будет увеличиваться, а опустынивание будет усиливаться — Монголия сама себе нанесет вред, лишившись пастбищных пространств, потому что в конечном итоге пустыня займет место степи».
При этом ученые уверены, что главный «колодец мира» — Байкал практически не пострадает, а ажиотаж вокруг вреда озеру искусственный.
«Объем воды, поступающей в Селенгу, а впоследствии и в Байкал, — уменьшится, но девять кубокилометров — это не столь большой объем в сравнении с Байкалом», — подчеркнул Леви.