Учитель моей мечты

Школа для меня — это учителя. Мне и моим детям повезло встретить таких великих людей на своем пути.
1. Профессионал, отдельно и по-разному готовящий каждый урок, учитывающий особенности материала и детей в классе. Понятно, что в этом случае совершенно несерьезно обсуждать подработку на стороне. Не хватит ни времени, ни моральных сил. Возможно, нашему премьер-министру не повезло увидеть таких учителей.
2. Профессионал, уважительно относящийся к детям, развивающий достоинство детей и их способность независимо и творчески мыслить.
3. Профессионал, способный увлечь и заинтересовать своим предметом. Несколько месяцев назад мы разговорились с коллегами — очень успешными учеными — на одной из научных конференций. Оказалось, многие из них выбрали физику или астрономию именно благодаря интересу, привитому школьным учителем.
Юрий Ковалев
Будущий историк, профессор ЕУСПб Иван Курилла
Будущий научный журналист Наталия Демина. 1-й класс
Будущий астрофизик, академик РАН Лев Зелёный. 2-й класс, 1957 год. В школе его прозвищем было «Профессор»
Будущий астрофизик Сергей Попов. Весна 1987 года, 8-й класс. Фото А. Шомполова Сергей Гуриев, экс-ректор РЭШ, профессор Sciences Po в академическом отпуске, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР):
В 8-10-м классах я учился в физико-математической школе № 145, считавшейся в то время лучшей школой в Киеве. В целом это был очень положительный опыт — в школе царила атмосфера меритократии, я и мои друзья считали большинство предметов полезными, а учителей — серьезно относящимися к своей работе. Со многими учителями у нас остались теплые отношения и через много лет после окончания школы. А с моими одноклассниками мы встречаемся и сейчас — хотя многие из нас давно уехали из Киева.
Будущий лингвист Ирина Левонтина. 1977 год
Будущий физик Михаил Шифман. Школа № 202, Москва. 1 сентября 1956 года
Будущий лингвист, академик РАН Андрей Зализняк. Тула, 1948 год
Будущий биофизик Андрей Цатурян, выпускник «Второй школы», 1969 год 
Александр Буфетов,
профессор РАН, вед. науч. сотр. МИАН и ИППИ РАН:
Во «Вторую школу» я пришел в 1991 году, а в 1992-м там поменялся директор и пришла новая команда, возглавляемая покойным Сергеем Алексеевичем Гордюниным и ныне здравствующим Петром Вадимовичем Хмелинским. При этом в школе были педагоги, работавшие и раньше, — например, математику мне преподавал Александр Иванович Балабанов.
«Вторую школу» отличал яркий и необычный творческий коллектив. Физику у меня вел Дмитрий Анатольевич Александров, который сейчас работает в МФТИ на кафедре общей физики. Гордюнин и Хмелинский оба у меня вели предметы (физику и историю).
Несмотря на всевозможные трения, неотделимые от подросткового периода, мы очень ценили наших учителей, а они относились к нам как к равным, просто более молодым, людям. Это бережное уважительное отношение имело очень большое значение. Наши учителя видели в нас будущих математиков или физиков. Соответственно, из класса и вышло несколько человек, ставших профессиональными исследователями: Серёжа Сибиряков работает в ЦЕРНе, Рома Федосеев — в Университете Люксембурга и т. д.
Директор с учениками здоровался за руку, как это делал и Колмогоров в интернате, а на шутку был готов ответить шуткой. Я часто опаздывал на первый урок. Во «Второй школе» по традиции, введенной Владимиром Фёдоровичем Овчинниковым, опоздавших встречает на крыльце директор и здоровается с ними. Для школьного вечера я сочинил небольшое стихотворение про то, как я опаздываю и дрожу при мысли о предстоящей встрече с директором. Сидевший в первом ряду Пётр Вадимович через несколько дней ответил мне эпиграммой, описывающей, как всё зимой меняется, но:
Лишь Буфетов на те ж 5 минут опоздает.
Неизменный как елка во все времена…
Мой учитель математики мне очень многое дал. Трудно, говоря об А. И. Балабанове, выделить какой-то один момент: вся его деятельность, каждый тщательно подготовленный урок представлял недостижимый идеал педагогического совершенства. Один из наших с ним совместных учеников Саша Потанин сейчас работает профессором компьютерных наук в Университете Веллингтона в Новой Зеландии. Недавно Саша мне написал: «Как там Александр Иванович, мой самый любимый учитель?»
«Вторая школа» на самом деле была школой моей мечты.
Будущий географ и дендролог Ольга Соломина. 9-й класс
Будущий физик, академик РАН Валерий Рубаков с отцом на первомайской демонстрации
Будущий психолингвист Ревекка Фрумкина (в центре). 2-й класс. 1940 год
Будущий астроном Владимир Сурдин (справа). Школа № 1, г. Миасс, 1 сентября 1960 года. Первый урок в 1-м классе * * *
Советскую школу я ненавидел всей душой, пошел в нее 1 сентября 1961 года с удовольствием, а вернулся в слезах со словами «вы меня не предупредили, что это на 10 лет».
Изменилось это, когда я перешел во «Вторую школу» в 8-й класс. Это был глоток свободы и радость познания. Я стал не то что бы любить, но ценить школу и многое воспринимал с удовольствием. И гордился тем, что она не такая, как три другие, в которых я учился раньше. Тепло вспоминаю ее и многих учителей до сих пор.
Школа мечты для меня — свобода радостного познания: увлеченные учителя, ученики, внимающие им с раскрытым ртом, и никакой идеологии.
Михаил Цфасман

Будущий радиохимик Борис Жуйков в химической лаборатории
Будущий экономист Константин Сонин. 1-й класс, 1979 год
Будущий астрохимик Дмитрий Вибе. 1-й класс
Будущий астрофизик и главный редактор ТрВ-Наука Борис Штерн. 10-й класс