Новосибирские депутаты вернулись к выборам глав муниципалитетов: «Функ разве снят?»
Новосибирские депутаты проголосовали против референдума о возвращении прямых выборов глав поселений. Они просили связывать вопрос с нормами закона, а не с политикой, но не смогли объяснить, почему оба человека, которых конкурсная комиссия допустила до выборов главы Куйбышевского района, оказались под следствием.

Провести референдум о возвращении прямых выборов глав районов и городов предложило региональное отделение «Парнаса». Инициатива смогла пройти облизбирком, но профильный комитет парламента заявил, что предложение противоречит действующему федеральному и региональному законодательству.
24 ноября предложение о референдуме рассматривала сессия заксобрания. Первый вице-спикер Андрей Панфёров («ЕР») сразу же заявил, что депутаты должны принять «неполитическое» решение, а лишь согласиться с мнением профильного комитета о противоречии референдума закону.
«Вопрос все-таки принципиальный — о том, как формируются органы власти в регионе, — заметил Андрей Жирнов (КПРФ). — Когда мы отменяли выборность глав районов и поселений, мы тогда говорили [губернатору] Владимиру Филипповичу Городецкому, что система станет менее управляемой. Потому что вместо заботы о населении, задача руководителей будет одна — как можно глубже вышестоящее начальство отблагодарить».
В 2015-м региональный парламент, напомним, отменил прямые выборы глав районов и городов, кроме Кольцова и Новосибирска. Новые мэры и руководители райадминистраций теперь назначаются местными депутатами по представлению конкурсной комиссии. Для районного уровня половину состава комиссий формирует облправительтво, для местного — районные администрации.
Жирнов напомнил, что в 2015 году прошли выборы глав ряда районов области. В Куйбышевском районе, например, конкурсная комиссия допустила только действующего главу Виктора Функа и его заместителя Валерия Конева. Позднее оба стали обвиняемыми по делу о хищении 25 млн рублей при реконструкции насосно-фильтровальной станции в Куйбышеве. Функ отправился под домашний арест.
Депутат признал, что предложение о референдуме «имеет определенные юридические тонкости», но прошедшая реформа местного самоуправления привела к тому, что «слабым» главам районов теперь достаточно решить «проблемы на уровне области», чтобы сохранить власть.
Андрей Панфёров не согласился с Жирновым. По его мнению, областные власти, напротив, позволили районам самим определиться с формой выборов. Кроме того, реформа усилила ответственность чиновников.
На это Жирнов возразил: «Функ разве снят?» После этих слов депутаты начали выступать с предложениям «прекратить дискуссию».
Вадим Агеенко (КПРФ) признал, что тоже выступает за прямые выборы, но обратил внимание на сам предмет рассмотрения. «Мы оцениваем то, что инициативная группа подготовилась слабо», — подчеркнул он.
Завершил обсуждение Алексей Александров («ЕР»). Он признался, что раньше тоже был за единоначалие, но, «лично с этим столкнувшись», несмотря на партийную дисциплину, передумал.
В итоге против референдума выступили 53 депутата из 70, пришедших на сессию. 12 оказались за, остальные воздержались или не голосовали.