Эксперты призывают красноярцев бороться за чистое небо

На этой неделе вновь вернулись к обсуждению, наверное, одной из главных проблем города – экологии. Причина – публикация материала в «Новой газете» о режиме черного неба в Красноярске.
Там говорится, что основных загрязнителя лишь два. При этом, по словам автора, те, кто должен следить за чистотой воздуха в городе занимаются популизмом и подгоняют данные о выбросах под конкретные интересы.
«Воскресные Новости» ТВК выяснили, так ли это, и много ли людей собираются покинуть миллионный город из-за экологической катастрофы.
Как плотно «черное небо» накрывает Красноярск Виталий Соболев знает не из выпусков новостей, а из собственных наблюдений: за домом открывается вид на город.
Когда чисто как на ладони и Бобровый Лог, и СФУ. Но Виталий говорит, что уже начинает привыкать к тому, что из окна видно только серую дымку. Уверен, именно экология причина частых заболеваний у него и детей.
«Как тут дышать, если нечем. Как может иммунитет бороться? Если нос человеку заткнуть и он дышать ничем не сможет, мне кажется, другие органы тоже не смогут существовать без этого», – говорит житель Красноярска Виталий Соболев.
Интересно то, что Виталий около 6 лет назад уехал из Братска из-за проблем с экологией. Теперь, уверен, таким же опасным стал и Красноярск.
С родственниками он собирается отправится на юг России. Между тем, из нашего города уже уехали более 33 тыс. человек. И это только согласно официальной статистики Красноярскстата за 2016 г.
Один из самых уважаемых профессоров не только Красноярска, но и страны Рэм Хлебопрос говорит, что учитывая все это – городу осталось лет 20 до катастрофы не только экологической, но и демографической.
«Когда люди начнут понимать, что они теряют в здоровье, будут ощущать, выйдя на улицу, что воздух тяжел, то, вероятнее всего, это начнет сказываться. Причем очень сильно. И одно из двух, либо нужно сделать город завидным с экологической точки зрения, или начнется отток.Есть люди, которые, когда идут войны, не покидают своих домов и живут в прифронтовой полосе, есть люди которые, когда был Чернобыль не стали покидать своих сел. Такой процент есть, они могут и в Красноярске оказаться», – поясняет профессор СФУ Рэм Хлебопрос.
О том, что переезд не прихоть, а необходимость – на этой неделе написали и федеральные СМИ.
В материале «Новой газеты» говорится об увеличении заболеваемости онкологией в Красноярске, о беспомощности властей перед загрязнителями и о том, что часто надзорные органы ищут причину не там, где нужно или вовсе не ищут. Эти выводы отчасти подтверждают и красноярские специалисты.
«Когда говорят о распределении источников, обычно их сравнивают только по веществам, которые составляют основную массу выбросов – 98%. Вы знаете, туда входит ЦО, НО и НО2 и все. 4-5 веществ, которые составляют 95% выбросов.На самом деле такой подход к оценке и выбросов и воздействия загрязняющих веществ на здоровье – это сознание 60-х годов прошлого века. Мы все уже понимаем, что вот эти 2-3% оставшихся веществ как раз и формируют основной риск для здоровья населения», – говорит эксперт ФБУ «Красноярский ЦСМ» Сергей Михайлюта.
Понятно, что формирует основной риск для здоровья человека. При смоге в Красноярске постоянно пахнет углем. Это к вопросу о том, что власти любят все списывать на автомобили.
Вот что пишет про это Алексей Тарасов в «Новой газете»:
«Для тех, кто считает, что виноваты лишь автомобили, там приводят понятную статистику. Согласно ей, машины дымят в 2 раза меньше труб предприятий. Владельцы этих труб, в свою очередь, говорят, что проводят все необходимые мероприятия для снижения выбросов».
Вот, например, что на запрос «Воскресных Новостей» ТВК ответили в СГК:
«Крупные промышленные предприятия оказываются практически назначенными виновниками. При том, что именно крупные производства находятся под государственным контролем и ведут активное взаимодействие и с надзорными органами, и министерством природных ресурсов края.В частности наглядна динамика сокращения объемов выбросов Красноярской ТЭЦ-1. Если в 2010 году их количество составляло 25,9 т, то в 2016 году – 17,4 т, т.е. за 6 лет произошло снижение на 33%. Суммарно по 3 станциям СГК в Красноярске выбросы за 11 лет снизились более, чем на 20%».
А вот, что про ТЭЦ-1 накануне в программе «После Новостей» говорил эколог Сергей Шахматов:
«ТЭЦ, построенная в 47-48 годах, запущенная, да. ТЭЦ-1 на КрасТЭЦ, которая, фактически, имеет систему очистки воздуха с позапрошлого века. Даже не прошлого, а позапрошлого. Циклонного типа. И здесь необходимо принять политическое решение. Давайте мы закроем, законсервируем?».
Тем временем, 2017 г. в Красноярске объявлен годом экологии. Эксперты говорят, даже не смотря на громкое название, в этом году ничего не изменится, если жители продолжат просто уезжать, а не объединятся и не встанут на защиту города, как это было в истории с ферросплавным заводом.
Такое объединение, кажется, возможно только в следующем году, накануне выборов в городской Совет. Ведь в Красноярске принято громко говорить об экологии накануне выборов, а после забывать до следующей избирательной компании.