Дата
Автор
Валентина Анкудинова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Богородица, Путина прогони»... Пять лет спустя

Ровно пять лет назад, 21 февраля 2012 года, участницы группы Pussy Riot провели в храме Христа Спасителя акцию, названную ими панк-молебном. В отношении девушек было возбуждено уголовное дело, расколовшее общество.

Автор: fedpress.ru

Группа Pussy Riot была создана в ноябре 2011 года, когда в интернете опубликовали их первый клип. Три месяца спустя девушки провели акцию, которую назвали панк-молебном: 21 февраля в храме Христа Спасителя участницы группы в ярких платьях, с закрытыми балаклавами лицами поднялись на амвон (возвышение перед алтарной преградой или иконостасом) храма, где попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони» с хореографическим сопровождением.

Через пять дней после панк-молебна участниц акции объявили в розыск по обвинению в хулиганстве. 3 марта были арестованы Надежда Толоконникова и Мария Алехина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич. Еще две участницы акции так и остались неузнанными.

Автор: news.rufox.ru

Общество бурно отреагировало на произошедшее в храме.

Всеволод Чаплин, занимавший в 2012 году пост председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, заявил, что действия группы — кощунство. По мнению Чаплина, их поступок разжег «рознь между верующими и неверующими», а «нам, православным христианам, был брошен вызов хамский, наглый и агрессивный».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал поступок девушек глумлением, которое может ложиться «кому-то на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка». Он также добавил, что «каждого верующего человека (поступок Pussy Riot) не может не уязвлять».

Владимира Путина, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, назвал акцию «отвратительной». Позднее Путин предположил, что если бы девушки «поехали бы на Кавказ, зашли и осквернили какую-либо святыню мусульман, то мы даже не успели бы взять их под охрану». Однако призвал не судить строго и выразил надежду, что «они сами сделают какие-то выводы».

Лидер группы ДДТ Юрий Шевчук призвал, простить всех девушек:

Могли бы и перед храмом все это спеть. Как человеку верующему, мне это не понравилось. Но я их простил как христианин за это хулиганство. И всем предлагаю простить, и нашей православной церкви дать пример.

В Томске 5 августа прошел концерт в поддержку группы Pussy Riot. И в этот же день молодежное объединение «Стоп-деградация» провело анти-пикет. По мнению участников акции, девушки исполнившие панк-молебен в Храме Христа Спасителя заслуживали реального наказания, поскольку затронули основы русской православной культуры.

«Мы вышли, чтобы показать свою позицию. Мы считаем, что это отражение сатанинских ритуалов. Девушки эти, в своем роде, ведьмы. Начинается это вроде как безобидно, а заканчивается — плохо. Наказание не должно быть жестким. На много лет их не надо сажать, но это должны быть общественные работы», — пояснял активист движения «Стоп-деградация» Алексей Шпомер.

17 августа, в день вынесения приговора панк-группе Pussy Riot, четверо томских активистов вышли в сквер памяти жертв политических репрессий, чтобы провести серию одиночных пикетов. Активисты стояли с плакатами «Свободу Pussy Riot!» и «Свобода творчества, свобода мысли, свобода убеждений — не должны караться законом!», сменяя друг друга в течение двух часов.

Акция прошла спокойно, без происшествий и внимания сотрудников полиции. Один мужчина в возрасте вышел из маршрутки и размахивая руками воскликнул: "Да им свободы - завались!", другой рекомендовал обратить внимание на перевод названия группы и посетовал, что "в другое время их расстрелять можно было". Еще один мужчина, проезжая мимо в свадебном кортеже, прокричал: "Сжечь Пусси Райот!" Одна пожилая дама положительно оценила лозунг и сказала, что поддерживает тех, кто выступает на защите девушек. Другая сказала, что по-хорошему, "взять бы с девушек штраф и отпустить сразу, а так наказывать недопустимо», — сообщил один из организаторов мероприятия Ренат Сулейманов.

В итоге девушек приговорили к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Позднее Мосгорсуд изменил наказание Самуцевич на условное и освободил ее в зале суда. Решение объяснялось тем, что она практически не участвовала в самом панк-молебне, поскольку была задержана сразу после начала акции.

А вот как прокомментировали вынесенный приговор суда в августе 2012 года.

Александр Арляпов, музыкальный журналист: «Мы получили совершенно конфронтационную ситуацию, совершенную насмешку от правосудия в итоге, когда наблюдали какой-то инквизицонный процесс, не имеющий никакого отношения к современной юриспруденции. Резонанс прогрохотал на весь мир. Имидж России упал ниже плинтуса, что называется. Сейчас ура-патриота могут бить себя в грудь и кричать, что Европа нам не указ, но я-то всегда хотел, чтобы наша страна всегда была частью большого открытого мира. Но такие вещи не приближают нас к этому».

Виктор Сиротин, секретарь Томской епархии: «К несчастью сложилась такое общественное мнение, что чуть ли не церковь их удерживает и добивается жесткого наказания. На самом деле, как пишет патриарх сейчас, высший церковный совет призывает православных в духе мира относиться к происходящему. Поэтому, наверное, такого сурового приговора никто не ожидал».

Ирина Максимова, заведующая кафедрой этики, эстетики и культурологии НИИ ТГУ: «Это повлечет огромный поток исков из разряда мои чувства оскорблены. Вы знаете, вот вчера мы были за рекой и слышали сначала призыв на молитву мусульманскую, потом зазвонили церковные колокола. Соответственно, если человек атеист, то он может спросить, почему я должен слушать это в шесть утра, это задевает мои чувства и так далее... Т.е. здесь все должны демонстрировать толерантность друг к другу. Такого вреда, который принес вот этот суд имиджу церкви, наверное, не принесло бы очень много выступлений каких-то атеистических сил, оппозиционных и прочих».

23 декабря 2013 года, за два месяца до окончания срока заключения (в марте 2014-го), Надежда Толоконникова и Мария Алехина вышли на свободу по амнистии, принятой Госдумой к 20-летию российской Конституции.

Съемочная группа ТВ2 в декабре 2013 года отправилась в Красноярск, ставший в тот промежуток времени медийной столицей. Наши журналисты поговорили с Верой Ивановной Толоконниковой — бабушкой Надежды Толоконниковой.

«Слезы, слезы и слезы. Какие еще могли быть ощущения? — комментировала Вера Толоконникова вынесенный приговор. — Только отчаяние, переживание. Я пришла на свидание в тюремную больницу и, когда пригласили Надю, назвав ее фамилию, кто-то сказал: "Еще свидания дают Толоконниковой? Да ее распять надо". Другие, услышав это, одобрительно зашумели».

По ее словам, обвинительный приговор девушкам вынесли из-за того, что они задели Владимира Путина и патриарха Кирилла.

Я считаю, что это обыкновенная хулиганская выходка. Можно было и не садить их за решетку. Так и было бы, если бы они не обидели Путина, а он человек обидчивый, с амбициями. Он не простил им, как и патриарх Кирилл.

Но прошедшую акцию не Вера Ивановна не одобрила:

«Я не одобряла этого ни тогда, ни сейчас. Я не одобряла форму прежде всего, а содержание можно по-другому подавать, если есть желание протестовать против чего-то».

Добавим, что Ирина Максимова в 2012 году оказалась права. В настоящее время возбуждается все больше уголовных дел по статье «оскорбление чувств верующих».

Так в феврале 2016 года начался суд по уголовному делу ставропольца Виктора Краснова, в ходе спора написавшего в социальной сети Вконтакте «Библия — полная .....» и «Библия — сборник еврейских сказок» (по другим данным, уголовное дело завели за фразы «боха нет» и «Библия — список еврейских сказок»).

При этом, в Уголовном кодексе РФ есть и другая статья, по которой можно судить за оскорбление чувств верующих: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», под которую можно подвести те же деяния. Судебная практика по ней включает больше 150 приговоров только в первом полугодии 2015 года.