Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Надежда Николаева: «Безалаберность, бесхозяйственность, безответственность — от этого все беды Байкала»

Проект #СпасиБайкал провел очередное онлайн-интервью в группах проекта в Facebook, «ВКонтакте»» и «Одноклассниках». На вопросы интернет-пользователей отвечала Надежда Николаева, руководитель Иркутской региональной экологической общественной организации «Мой Байкал». Наиболее интересные ответы предлагаем вашему вниманию.

Надежда Николаева: «Безалаберность, бесхозяйственность, безответственность — от этого все беды Байкала»
© Предоставлено Надеждой Николаевой. Надежда Николаева

Первое онлайн-интервью можно почитать здесь, второе — вот здесь.

— Какие у вас ожидания от года экологии в России?

— Фактически, это никак не повлияет на улучшение ситуации на Байкале. Как это ни печально… Но хотя бы одна польза от него есть — в Год экологии можно будет привлечь внимание к проблемам Байкала, используем любые возможности для этого.

— Что вы считаете главной угрозой для Байкала? И можно ли помочь озеру?

— Главная угроза Байкалу — это неумение или нежелание людей, от которых впрямую зависит решение экологических проблем, заняться их решением. Это федеральные, но, в первую очередь, региональные власти.

— Чем Байкалу могут помочь жители побережья, туристы и все неравнодушные к его судьбе?

— То, что зависит от нас, жителей берегов Байкала, это — в первую очередь — самим не вредить Байкалу, не усугублять антропогенную нагрузку, быть начеку. Понимать, что от тебя лично зависит судьба Байкала. Также необходимо влиять — как общественность — на решения властей.

— Посуду палаточники моют в Байкале с помощью «Fairy», здесь же рядом детки купаются(((Спрашивается — мозги есть у отдыхающих? Что можно сделать в такой ситуации?

— По поводу туристов. К сожалению, сейчас нет никакого регулирования диких туристов, нет никаких законодательных актов на региональном уровне, и ничего не двигается с мертвой точки в этом направлении. Мы хотим в этом году сделать подобные правила от общественности, будет работать эко-патруль на Ольхоне, на пароме и на Малом море с экологическим просвещением‬. Беда в том, что у нас очень низкая экологическая грамотность, сознательность. Мы считаем, в Иркутской области особенно, необходима программа экологического просвещения‬.

— Можно ли как то решить проблему с фосфатами?

— Это сложная проблема. Пока от нас зависит только экологическое просвещение и призыв не пользоваться фосфатосодержащими порошками в быту и особенно на Байкале.

— Моя бы воля, вообще бы запретила туристов на Байкале, особенно местных. Надежда, такие радикальные меры могут помочь?‬ Сначала, конечно, должна быть налажена инфраструктура. Дорожки, тропинки, туалеты, запреты на те или иные виды транспорта, на строительство, портящее ландшафт и т. д. Лично для меня каждая бутылка, плавающая в водах Байкала, как плевок в душу. Я уж не говорю о квадроциклах… Это просто смерть ревущая для почвы Байкала. Да что там говорить, если культурный уровень людей ниже самой глубокой точки дна этого Великого озера. Уж простите за пафос. Но я родилась на берегах Байкала, детство провела на его берегах и теперь вот такое…

— Я отвечала выше, что это, к сожалению, не только от низкой экологической грамотности населения, но и такой же низкой грамотности людей в управлении. Наши региональные власти вообще не занимается никаким регулированием, все развивается стихийно. Вот и результат. По мировому опыту можно миллионы туристов пускать по территории и не причинить ей вреда, если делать это грамотно‬ Основные причины такой ситуации у нас: это безалаберность, бесхозяйственность, безответственность и отсутствие управления‬.

— Расскажите о мероприятиях России по сохранению экологии Байкала. Когда-то читала, что на берегу Байкала предполагали построить или построили Комбинат… Тогда были отзывы, что сточные воды повредят качеству воды в озере. В данный момент есть ли производственные постройки вокруг озера, которые могут быть вредными для озера?

— Вы, наверное, имеете в виду Байкальский ЦБК? Сейчас строительство на берегах Байкала не ведется, но и мероприятий по защите Байкала тоже нет. Только общественные проекты, а их достаточно много: от нашей организации «Мой Байкал», фонда «Подари планете жизнь», Большая байкальская тропа и другие‬. И, что вызывает надежду, общественность болеет за Байкал, люди любят Байкал, и не допустят критической ситуации. И сделают все от них зависящее и независящее по защите Байкала‬. БЦБК уже закрыт, промышленных предприятий на берегах Байкала нет, но и очистных сооружений — тоже нет.

— Общественная палата РФ недавно объявила о пилотном проекте по строительству локальных очистных на Байкале. Как вы к этому относитесь?

— Я достаточно глубоко погружена в тему очистных сооружений и могу сказать, что вопрос очень сложный. Простые и легкие решения здесь не подходят. Это происходит, мягко говоря, от непонимания ситуации на Байкале. Такие проекты вызывают больше вопросов, чем ответов. Например, а куда сливать очищенные стоки должны сами локальные очистные? Единственный путь, на мой взгляд, это строительство централизованных очистных сооружений‬.

— Стоит ли дать поселкам на Байкале статус экопоселений, как это недавно предлагалось?

— Тут тоже вопрос — что значит статус «экопоселение»? Где прописаны их характеристики? Это вопрос законодательства, а, значит, властей. А сейчас мы должны действовать в рамках действующего законодательства. Одно ясно точно — всем поселкам на берегах Байкала необходим особый статус.‬

— Туризм на Байкале — массовый для среднего класса или VIP, как на Камчатке? Ваше мнение, каким он должен быть?

— Туризм на Байкале должен быть не массовым, но и не ограничивающим доступ жителей России. Уже сейчас ясно, что надо уходить от стихийности, должна быть определена политика. Есть предложения сделать его очень дорогим, таким образом ограничивая доступ. Но я с этим не согласна, главное — в правильном регулировании потока. Сейчас в рамках проекта «Байкал — великое озеро великой страны» как раз ведется работа над вопросом —«Туризм на Байкале — какой он должен быть».

— Вырубка леса — тоже проблема. Почему участки под строительство в водоохранных зонах выдаются без согласования с водоохранными организациями? Почему вывод земель из водоохранной зоны не согласовывается с водоохраной? У нас в Байкальске администрация делает все это без их ведома. Водоохрана утверждает, что их подпись не нужна на документах администрации. Какой закон это регулирует?

— Я не могу вам сказать, какой именно закон это регулирует, с этим вопросом надо обращаться к юристам. Но если вы видите явные нарушения, надо обращаться в прокуратуру, она у нас сейчас замечательно работает‬. Насколько я знаю, по 68-му постановлению о совмещении водоохранной зоны с центральной экологической зоной Байкала, любые вырубки, выдача участков, строительство на берегах Байкала запрещены, ТО ЕСТЬ то, О ЧЕМ ВЫ ГОВОРИТЕ —ЭТО ЯВНЫЕ НАРУШЕНИЯ‬.

— Когда прекратится застройка Байкала? Нельзя там ничего строить. А смотреть на Байкал — пусть на автобусах возят и то, чтоб за всеми смотрели, если хотите, караулили, чтоб люди, которые приезжают, даже фантик от жвачки бросить не могли. Да только так мы что-то сохраним. Стройки все прекратить не медленно. А что уже построено — снести все дома отдыха, все снести. Никаких построек на Байкале — это девиз!

— Отвечаю — к сожалению, эти деньги пойдут куда угодно, только не на Байкал. Для вашего предложения необходимо менять законодательство, а это процесс не быстрый, но работа над ним уже ведется.

— Как, на ваш взгляд, стоит развивать волонтерство? В каком направлении, что усилить?

— Необходимо объединять всех волонтеров, которые хотят помочь Байкалу. Мы планируем создание волонтерского центра.

— Что вы ждете от общественных слушаний по монгольским ГЭС? Где они должны пройти в Иркутской области, на ваш взгляд? Планируете присутствовать? Что бы вы спросили у монгольской стороны? Какие замечания и предложения внесли бы по проектам этих ГЭС?

— Надеемся на мудрое решение всех заинтересованных сторон, которое не повредит Байкалу. Присутствовать планирую обязательно. По поводу вопросов и предложений — конкретных предложений нет. Вернее, предложение одно — ГЭС не строить.

— Остановите этот проект, Байкал вскоре нужен будет не только как шикарная природа и заповедник с редкими растениями и зверями, а как источник воды. С водой то в мире проблемы, неужели угомонить нельзя?

— По строительству ГЭС, к сожалению, это сложная межгосударственная проблема. И нам остается только надеяться, что будет принято мудрое решение. И мы тоже должны быть начеку и, если будет необходимо, общественность отреагирует, как было с трубой ВСТО, например.

Подготовила Юлия Камойлик