Дата
Автор
RFE; RL
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Хождение от Шаймиева до Халикова

Клиенты Татфондбанка и Интехбанка вчера вновь отправились на поиски ответов. За несколько часов они попытались попасть на встречу с Минтимером Шаймиевым, освистали премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова и определились с решением об организации импичмента президенту Татарстана Рустаму Минниханову. За действиями клиентов банков наблюдал корреспондент "Idel.Реалии".

"ШАЙМИЕВ УЖЕ НЕ ПРЕЗИДЕНТ"

В полдень накануне у входа в Кремль стали собираться люди. О походе к госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву заявили накануне днем, но уже на следующий день на площади 1 мая собрались несколько десятков человек. Через несколько минут их количество перевалит за сотню.

В арке под Спасской башней их останавливает сотрудник полиции, который заявляет, что Шаймиев к ним не выйдет — он занят, но знает о том, что граждане хотели с ним поговорить, поэтому вместо себя отправляет заместителя руководителя Аппарата президента РТ и руководителя секретариата госсоветника Олега Глебова.

— Президент не появляется, Шаймиев вместо себя Глебова отправляет, Здунов — Афонина, — недоумевает одна из женщин.

— Но вы же его не уведомляли о том, что вы прийдете. Он ситуацию отслеживает, — поясняет подполковник. — Прийдет сейчас представитель и вам все объяснит.

Он также попросил оставаться снаружи или в проходе, посоветовав не входить внутрь — там туристы и мешать им не стоит. Женщины, а именно они в основном пришли сегодня в Кремль, не унимались и даже несколько раз подшучивали над сотрудником полиции, заставляя его вновь повторять озвученную ранее информацию.

Потом они решили — хватить ждать и все же пошли на территорию Кремля. Не пройдя и нескольких метров, как на встречу к ним вышел высокий худой мужчина в черном пальто — Олег Глебов.

— Мы пришли к Шаймиеву, как к авторитету, — начал один из мужчин.

— А что? К президенту нет доверия? К премьер-министру? — поинтересовался Глебов, разглядывая обращения к Шаймиеву, которое кто-то уже успел ему вручить.

— Нет доверия. Абсолютно, — единогласно ответили собравшиеся. — Ни к кому нет доверия. О чем вы говорите-то?

— У нас забрали единственный наш миллион, — поясняет женщина. — Какое доверие? Мы ждали встречи три месяца.

— Так, Шаймиев уже не президент. Он этим не занимается, он занимается Булгаром и Свияжском, — попытался объяснить собравшимся Глебов.

— Мы уже отдали деньги и на Булгар, и на Свияжск! Мы уже сложились, — прервала его другая женщина.

Через пару минут Глебова допускает ошибку и заявляет собравшимся, что они "сами отдали деньги в банк", как бы намекая про банковские риски.

— Вот наглючий! Жуликов! Мы отдали, а они обворовали! Вы ограбили, а мы виноваты!

— Я точно также отдал в банк деньги, — попытался сгладить ситуацию чиновник.

— Как у вас совести хватает такое говорить? Мародеры они! Это же надо такое сказать!

Собравшимся после таких слов Глебова и еще нескольких попыток задать ему вопросы "по делу", стало понятно — ответы не здесь и они всем составом отправились к Торгового-промышленной палате, где в это самое время премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков отвечал на ультиматум, выдвинутый во время субботнего штурма кабмина.

Embed Embed The code has been copied to your clipboard.
width px height px
The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:03:12 0:00

"Я НЕ БУДУ ОБМАНЫВАТЬ, ЭТОТ ВАРИАНТ НЕВОЗМОЖЕН"

Перенесемся на несколько минут назад в здание палаты. Там за столом собрались представители инициативной группы клиентов Татфондбанка и Интехбанка в количестве шести человек и чиновники во главе с премьер-министром. Тут и министр юстиции Татарстана Лариса Глухова, и министр экономики республики Артем Здунов, и уполномоченный по правам предпринимателей в РТ Тимур Нагуманов, и заместитель прокурора Татарстана Марат Долгов.

— Мы собрались сегодня, чтобы вы дали нам ответ на ультиматум, который мы выдвинули в субботу, — начала представитель "Союза пострадавших клиентов" Александра Юманова. — Ультиматум состоит из двух требований. Срок решения — три дня. Я хочу услышать ваш ответ.

— Выступление после этого будет еще, — поинтересовался премьер-министр, отпивая из пластикового стакана воды. — Или только вопросы? Сначала хотелось бы, чтобы кто-то выступил, а потом обсудим вопросы.

— То есть вы пока откладываете ответ на этот вопрос? — попытался понять Халикова Марсель Шамсутдинов.

— Да, я пока откладываю, но я обязательно на него отвечу. Сегодня.

Представители инициативной группы пояснили чиновникам свои предложения.

— Мы предлагаем создать фонд социальной помощи пострадавшим вкладчикам и выдвигаем предложение: провести ревизию бюджета Татарстана, отказаться от имиджевых проектов, сократить содержание спортивных клубов, а также изучить бюджеты крупных татарстанских корпораций таких, как Татспиртпром, Татэнерго, Танеко и других, — начал Марсель Шамсутдинов. — Это позволит в течении года 2017-2018 выплатить все деньги физическим и юридическим лицам. Предлагаем вот такой достаточно компромиссный вариант.

Премьер-министра такое предложение не устроило. "Я не буду обманывать, тот вариант, который был предложен, он невозможен. Такая схема — давайте возьмем денег из бюджета республики, заставим другие предприятия, чтобы они отдали деньги вкладчикам — это точно не правовой вариант. Этот вариант не рассматривается", — заявил он.

— В такой ситуации [при отзыве лицензии] возможны только два варианта. Первый — Центробанк принимает решение об отзыве отзыва лицензии, но этот процесс очень непростой и нецелесообразный. В этом вопросе необходимо еще время, чтобы понять и оценить насколько это возможно. Есть второе направление, которое практически началось, — правовое. Это компания, которая является публичным акционерным обществом (речь идет о банках — ред.) и у которой не просто отозвана лицензия, но и которая не выполняет требования кредиторов, предусмотрено, что те лица, которые определенны государством, могут подать в суд. А вот суд может принять решение финансового оздоровления, того, что принято в процедуре банкротства. Оно включает этапы, которые вы прекрасно все знаете — временно управление, внешнее управление, конкурсное проворство и удовлетворение требования кредиторов. Обычно это занимает не менее двух лет, — рассказал Халиков.

Он также пояснил, что это не значит, что республика перестает искать другие способы выхода их ситуации, но все они должны быть в рамках права. Не забыл чиновник подметить и по поводу "эмоциональны и неправомерных" действиях, которые "не дадут результата и не ускорят процесс". Заместитель прокурора Татарстана Марат Долгов также успел подчеркнуть, что все " незаконные действия будут пресекаться".

Вход в Торгово-промышленную палату, 4 марта 2017 года

Министр экономики РТ Артем Здунов сообщил, что принято решение о запуске специальных программ для предпринимателей, которые собирались закупить или уже закупили оборудование и чьи счета заблокированы в банке. В ближайшее время эти программы для предпринимателей заработают.

— Мы пришли сюда не для того, чтобы с премьер-министром обсуждать лизинговые схемы. Мы пришли обсуждать вопрос ультиматума, — напомнила собравшимся Александра Юманова.

— Если вы просите выделить деньги из бюджета и раздать людям — это совершенно невозможно, — подчеркнул Халиков.

— Почему? — спросила Юманова.

— Таких денег у нас просто нет! — ответил Халиков.

В заключении Халиков предложил встречи сделать регулярными и следующую провести 13 марта, в понедельник.

"НЕ НУЖНЫ НАМ ВСТРЕЧИ! ВЕРНИТЕ ДЕНЬГИ!"

Еще до того, как к Торгово-промышленной палате подошли люди, несколько сотрудников полиции в оперативной, зеленой форме выстроились у входа в здание, где проводил в эти минуты свою встречу Халиков. Подошедшие журналисты попросили войти внутрь, но представители правопорядка наотрез отказались пускать, заявив, что по регламенту это невозможно.

К этому моменту оказалось, что внутри есть журналисты, хотя ранее заявлялось, что встреча закрытая и представители инициативной группы клиентов подтверждали это в личной беседе.

Через несколько минут после оцепления входа, к нему подошли почти все, кто шел из Кремля. Они, как и журналисты, стали просить впустить их внутрь — полицейские остались неприступны, заявляя, что как все закончится, им все расскажут.

Вы поймите, нам тяжело жить. Мы платить не можем ни за что — ни за детские сады и прочее

Обманутые дольщики, которые все это время участвовали в марше из Кремля в палату, попытались уговорить полицейских, но и это не вышло. Через двадцать минут ожидания двери палаты распахнулись и в холле показался премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Выйдя на крыльцо, он обратился к гражданам.

— В любом случае, так как ситуация очень сложная, нужно встречаться. Со 100 или 150 людьми у нас точно не получится прийти к какому-то результату. Я прошу определить вас, кто из пострадавших Татфондбанка, Интехбанка и других банков смог бы участвовать в таких встречах. Мы регулярно будем встречаться — находить и искать решения, — заявил, в окружении оцепления полиции и своей охраны, премьер-министр.

— Не нужны нам встречи! Верните деньги! — кричал кто-то громче всех из толпы.

— Я еще раз говорю, я готов обсуждать этот вопрос с представителями, которые есть. Со ста людьми мы не сможем с вами чего-то обсудить — это превратится в большой-большой шум.

— Это понятно! Что вы от себя народу пообещаете, — не унималась толпа.

— Я еще раз говорю: я дал информацию средствам массовой информации многим и на вопросы многие отвечал.

— Вы поймите, нам тяжело жить. Мы платить не можем ни за что — ни за детские сады и прочее, — кричала женщина, почти срываясь на плачь.

— Я понимаю, — сочувствующие кивал Халиков.

— Это у вас все хорошо.

— Поэтому я прошу определить, кто будет представителями инициативной группы и я буду с ними встречаться. Мы вместе будем искать решение из ситуации, а через СМИ объяснять и показывать, что вообще происходить. А пока ситуация непростая, — резюмировал Халиков и двинулся через толпу к припаркованному рядом автомобилю.

Толпа взвыла: "Позор! Позор! Позор!"

— Ворье! Воры! — отозвалось рефреном под звуки свиста тех, кто не смог докричаться.

Премьер-министр уехал, а все оставшиеся ринулись в палату.

"ОТВЕТОВ НЕТ" И "ИМПИЧМЕНТ ЗАПУЩЕН"

— На наш ультиматум конструктивных ответов нет, — рассказал "Idel.Реалии" один из участников встречи с премьер-министром Тимур Джабаров сразу после нее. — Мы, к сожалению, не уточнили у Халикова, видел ли президент наш ультиматум. Ответ от властей один — будет процедура банкротства, а что вам достанется, то и достанется.

Было предложено создать фонд, наполненный средствами за счет урезания бюджета Татарстана в части сокращения имиджевых проектов

Нас данный ответ не устраивает. Мы заявили, что раз у нас есть в республике множество предприятий, акционером которых выступает правительство Татарстана, а мы фактически пострадавшие от правительственного банка, поэтому было предложено создать фонд, наполненный средствами за счет урезания бюджета Татарстана в части сокращения имиджевых проектов. Ни в коем случае не социальных, а спорт, оплата всяких делегаций, приемов. Мы думаем, что эти деньги нужно пустить на помощь людям, которые реально пострадали. Сейчас не до имиджа — нужно сохранить социальное спокойствие и стабильность. Если хоть в какой-то части примут наше предложение о компенсировали хотя бы части средств, тогда мы тоже согласимся смягчить свои требования. Мы пока будем действовать в правовых рамках — пикеты, митинги. Мы будем настаивать на то, чтобы вернуть свои деньги, чтобы федеральная власть нас услышала.

"ИМПИЧМЕНТ ЗАПУЩЕН"

После того, как все вошли в палату и поднялись в конференц-зал, участники встречи сели за стол напротив собравшихся и рассказали, что власти не хотят идти не только на их ультиматум, но и компромисс. "По словам Халикова, республика не видит возможности из своих средств выплатить нам деньги", — пояснила Александра Юманова.

— А в отставку?

— Как видите, они не собираются, — подметила она.

Собравшимся рассказали, что он уже сегодня готовы начать сбор подписей для импичмента Рустама Минниханова. Напомним, что в случае неисполнения их требований по ультиматуму, то президент Татарстана, по их же заверениям, должен уйти в отставку, а раз он этого не сделал, то активисты решили собственными силами организовать этот процесс. Для этого им нужно собрать подписи трети населения республики — около миллиона человек.

Встреча клиентов длилась почти час. После нее некоторые граждане хотели было пойти к кабмину, но Юманова постаралась их успокоить и переключить на пикет, который пройдет уже сегодня.

— Мы можем пойти к кабмину, но второй раз это не прокатит, как это прокатило в субботу. Тогда прокатило, сегодня вы Халикова освистали — прокатило. А вот еще раз может не прокатить. Если бы нас 10 тысяч пришло, то тогда бы всех в СИЗО не посадили — места бы не хватило.

Пикет на тысячу человек пройдет сегодня в полдень в парке Петрова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​