Задушить благоустройством: зачем новосибирцам контроль над дворами
Чтобы хоть как-то защитить собственников жилья от вмешательства в их дворы властной инициативы по «благоустройству», нужно провести большую кампанию и привлечь много людей. Новосибирские политики и НКО могли бы сделать себе хорошее имя, заодно наладив связи с активными горожанами, считает урбанист Дмитрий Лебедев.

Давно я не участвовал в разных собраниях по местным коммунальным вопросам, но недавно побывал в Подмосковье. Местный депутат в одном из городов пригласил на дискуссионный клуб по проблемам ЖКХ и благоустройства.
Первое, что я заметил — уровень благоустроенности или неустроенности за границей Москвы сильно меняется и становится примерно таким же, как в Новосибирске. Второе — хотя Подмосковье кажется небогатым, на него сыпятся деньги: действует областная программа по благоустройству дворов. Мэрия все время, как на фронте, срочно решает, куда кинуть пришедшие деньги, где провести работы и как быстро рассчитаться с подрядчиками.
Местные жители возмущаются, что все это делается часто без проектов, смет и учета их мнения, и в основном деньги приземляются в виде асфальта дворовых проездов и крашеных поребриков. Иногда благоустроители оставляют больше разрушений, чем пользы — газоны, где нет земли, площадки с рваным резиновым покрытием, или детские городки, из которых торчат шурупы. В одном из дворов рулонный газон расстелили осенью уже в снегопады, и теперь все ждут, что там из-под снега оттает.
Еще более потрясающе выглядела презентация, где показывалось, как власти Белгорода облагодетельствовали несколько дворов тотальным ремонтом, ни о чем не спрашивая жителей. В Новосибирске я привык, что это все давно на наших плечах лежит, а мэрия с обладминистрацией давно во дворы не лезут. Похоже, никто из присутствующих даже не понял моих мыслей про вложения личных средств во двор, чтобы поднять цену квартиры и просто сделать себе место комфортнее. Все интересовались, почему нет программы, в которую надо записаться — может, плохо искали.
Впрочем, в их ситуации не проявлять инициативу — тоже верное решение. Глупо ремонтировать двор самому, когда туда может нагрянуть областная программа с экскаваторами, и все, что ты там понаустроил, снести. Важно установить общественный контроль, чтобы муниципалы меньше пилили и больше делали полезного.
Но сибирякам не стоит слишком гордиться своей самостоятельностью. Пока федерация и область не лезут во дворы, потому что никто не подкидывает денег на благоустройство. Но как только пойдут деньги, все может измениться. Сразу же появится возможность кому-то легко заработать, а, значит, какие-то случайно выбранные дворы будут площадкой для закатывания асфальта. При больших соблазнах в ход может пойти все — и фальсификация протоколов собраний, и стройки без документов, и кто знает, что еще.
Если нет ТСЖ, минимальной мерой защиты было бы владение придомовой территорией — в отличие от муниципальной земли, где можно много чего делать от лица мэрии. Если же участок — земля твоя, частная, чиновнику гораздо сложнее начать что-то сносить, класть асфальт или переделывать площадку, ведь нужно идти на прямое нарушение закона — фальсифицировать протоколы собраний, акты, быть записанным в документах и рисковать, что потом на тебя натравят прокурора.
А что же со дворами в Новосибирске — в чьей они собственности? Обследование кадастровой карты показывает, что примерно у половины многоквартирных домов двор принадлежит им самим, что гораздо лучше, чем в Москве —это уже кое-какая защита, но у половины ее нет-либо граница по отмостке, либо у дома своего участка нет вообще.
Чтобы поставить жителей города под хотя бы такую защиту, как собственность над участком, нужно провести большую кампанию и привлечь много людей. Думаю, новосибирские политики и НКО могли бы сделать себе хорошее имя, заодно наладив связи со всеми активными горожанами.
Дмитрий Лебедев, специально для Тайги.инфо