Новосибирский Биотехнопарк: «Это будет конфетка с точки зрения бизнеса»
Биотехнопарк наукограда Кольцово ответил на претензии депутатов заксобрания, усомнившихся в эффективности использования средств бюджета, выделяемых на его работу. Проект поможет Новосибирской области и стране отойти от сырьевой экономики, уверен председатель совета директоров Андрей Бекарев, а парламентарии могут содействовать.

Бекарев назвал нежелание новосибирских депутатов выделять на развитие Биотехнопарка дополнительно 121 млн рублей, «проблемой восприятия».
«Никакого конфликта нет, 9 июня прошло заседание бюджетного комитета, все необходимые решения на нем были приняты, совет директоров прошел, у нас есть полное понимание и взаимодействие с депутатским корпусом, —заявил корреспонденту Тайги.инфо Бекарев. — Кто-то писал, что один из депутатов говорил, что не очень эффективно используется оборудование, и почему-то речь шла о наших ускорителях, которые якобы используются всего на 30%. Ну, во-первых, ускорители не Биотехнопарка, а резидента („СФМ-Фарм“ — прим. Тайги.инфо). Во-вторых, нет претензий к этому человеку, потому что очень сложно все понять сразу».
«Депутаты тоже люди. Я понимаю их озабоченность и их интерес: не хотелось бы, чтобы деньги улетали в трубу, это понятно. Это требует контроля, и я только за. Более того, мы жили в каком-то смысле на отшибе, с точки зрения реального интереса. Когда формировался Биотехнопарк, юридическое лицо УК было сделано по кальке с УК Промышленно-логистического парка, хотя принципы кардинально отличаются. Одна из претензий Счетной палаты: при строительстве Центра коллективного пользования Биотехнопарка был перерасход на проектирование. Звучит неприятно, но в долгосрочной целевой программе было запланировано на это ноль. Поэтому даже три копейки — уже перерасход, — сказал Бекарев. — Таких ляпсусов много. Сложно сказать, что кто-то виноват, это просто проблема роста».
«Производства, которые требуют большие затраты на перевозку, например, пиво, лучше делать здесь. Что касается Биотехнопарка — это совершенно другая тема, — пояснил собеседник Тайги.инфо. — Проекты в области фармакологии очень подвижны, и даже бизнес, родившийся здесь, может сесть где-то в Подмосковье. При этом объективных причин, чтобы они оставались здесь, практически не было. Но на территории есть возможность создать объективные условия, чтобы такие компании здесь появлялись, и задача Биотехнопарка — как раз их создать. Многие проекты, которые есть на этой площадке, начинались людьми, которые не хотят отсюда уезжать».
Идея Биотехнопарка заключалась в том, чтобы привлечь в регион фармбизнес с деньгами, создать ему условия, а запущенные производства, высокоемкие с точки зрения науки, невозможно было бы никуда увезти.
«Например, у „Англиолайна“ (с 2008 года выпускает продукцию для интервенционной кардиологии — прим. Тайги.инфо) есть возможность сесть на этой или другой площадке, даже в другом регионе. По большому счету, им нужны только условия для развития, и здесь мы их пытаемся предоставить, — рассказал Бекарев. — Пока условия заключаются в предоставлении площадки и коммуникаций, в принципе одного окна. А когда площадка будет наполнена, возникнет „эффект базара“: сюда можно будет прийти, что-то продать и что-то купить, начиная от идеи, заканчивая товаром. Наша задача — формирование пакета услуг, который нужен по-максимуму всем резидентам, как находящимся на площадке, так и потенциальным».
«Сейчас в кардиохирургии более 90% медизделий — западного производства. Если с коронарными стентами мы сдвинули тенденцию в сторону того, что порядка 20% — российское производство, и в ближайшие 2–3 года может стать до половины, то клапаны сердца — это доминирование западной продукции, — пояснил он. — Мы хотим выйти на этот рынок и начинаем строительство нового производственного комплекса в Кольцово. К 2019 году производство должно быть построено, и на новой площадке будут запускаться новые технологические продукты — артериальные клапаны и все то, что позволяет реально снижать смертность. Три года назад стали активно применять стенты за счет государства, смертность снизилась до уровня среднеевропейской».
Вложения из областного бюджета в создание и развитие Биотехнопарка в 2011–2016 годах составили 760,31 млн рублей, субсидия Минэкономразвития РФ на приобретение оборудования в 2013–2015 годах — 216,3 млн. Уставный капитал — 791,16 млн рублей (региональный бюджет — 712,66 млн, муниципальный — 78,5 млн). Чистые активы АО «Биотехнопарк Кольцово» на 31 декабря 2016 года — 855,16 млн рублей.
Платежи АО «УК „Биотехнопарк“» в бюджеты всех уровней в 2011–2016 годах составили 122,10 млн. Федеральная субсидия на возмещение ранее понесенных затрат на создание инфраструктуры — 394,46 млн рублей. Налоговые отчисления в бюджет Новосибирской области от резидентов в 2011–2016 годах, согласно данным минэкономразвития региона, достигли 1,4 млрд.
Биотехнопарк необходим области и стране в целом для ухода от сырьевой экономики, уверен Бекарев. «Когда мы говорим об объемах продаж лекарственных препаратов, в мире это миллиарды, иногда десятки миллиардов. Это серьезный сектор, это то, к чему мы стремимся. Пока в России зарегистрировано три оригинальных препарата, — подчеркнул он. — Зарубежная оценка: стоимость создания и продвижения препарата — 1 млрд долларов. И мы поставили задачу сформировать на этой площадке центр компетенций по разработке и продвижению оригинальных препаратов. Мы отобрали порядка 30 идей, был проведен тщательный отбор среди институтов, частных компаний. Мы посмотрели наработки, которые имеют перспективу, и мы хотим их продвигать».
Неудивительно поэтому, рассказал Бекарев, почему одним из резидентов является крупнейший дистрибьютор фармпрепаратов «Катрен».
«Почему он на этой площадке? Все компании развиваются, и для резидентов критически важна дистрибуция. Вот „СФМ-Фарм“ производит тромбовазим, и дистрибутирует его „Катрен“, — признался он. — Создать очень хороший, уникальный препарат можно, одна из основных проблем — продать его. Если не продать, бизнес закончится, один из задач Биотехнопарка — помочь резиденту продать товар, иначе нет цикла».
Важнейшей частью фармпроизводства председатель совета директоров назвал Центр сертификации и организации доклинических и клинических исследований, который работает на базе Биотехнопарка.
«Любая продукция выходит на рынок при наличии соответствующих разрешительных документов, которые выдаются на основании лабораторных испытаний. Небольшие лаборатории в округе имеются, но мощные лаборатории находятся в европейской части страны, — объяснила директор Центра Елена Гутова. — Неплохая лаборатория есть в Красноярске, но это лаборатория Росздравнадзора, которая выполняет прежде всего свое основное назначение —мониторит качество продуктов, лекарств, которые уже находятся в обращении, у них госзаказ. В принципе, к ним можно обратиться за проведением испытаний, но производитель встанет, во-первых, в долгую очередь, во-вторых, в ценах они не стесняются».
Руководство анонсировало и оферту для резидентов, которая включает в себя оперативное предоставление земельного участка в долгосрочную аренду, бесплатное подключение к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, возможность размещения в Центре коллективного пользования на льготных условиях, доступ к лабораториям и оборудованию, возможность подготовки и переподготовки специалистов в информационно-образовательном центре Биотехнопарка. Также резидентам обещают включение в систему международных научно-технических связей с СО РАН, «Вектором» и меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Новосибирской области.
«Первая площадка уже почти заполнена, и когда мы начали реализовывать проект, я сразу сказал, что не знаю, как они будут заполнены. Но в свое время Новосибирск упустил много возможностей, — напомнил Бекарев. — До 2008 года много компаний сюда заходило, в том числе фармнаправленности. Например, „Никомед“, когда понадобилось локализовать производства зарубежных компаний в России, но в итоге он сел в Ярославле. Так что если будут появляться резиденты, мы готовы освоить и вторую, и третью площадку. А пока говорим кратко: мы занимаемся этой площадкой, мы должны ее доделать, чтобы была конфетка с точки зрения бизнеса».
Текст: Маргарита Логинова
Фото: Кирилл Канин










