Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Вернется ли из Америки в Россию мода на снос памятников?


Монтаж 16-метрового памятника князю Владимиру

Илья Питалев / РИА Новости

Сто лет назад, летом 1917 года, на обложке «Нового Сатирикона» появилась характерная для того революционного времени карикатура «Как снимают памятники у них и у нас»; простенький каламбур со словом «снимают» – «у них» вокруг какой-то конной статуи столпились люди с фотоаппаратами, «у нас» такую же конную статую, обвязав веревками, валят с постамента на землю. Век спустя географические пояснения можно менять местами – памятники сносят теперь у них, а не у нас. Волнения в Шарлотсвилле начались из-за планов городских властей снести памятник генералу Ли, а жутковатое видео из Северной Каролины, где толпа свергает с пьедестала памятник солдатам (даже не генералам!) Конфедерации, если смотреть это видео русскими глазами, производит самое парадоксальное впечатление, как будто режиссер неправильно понял сценарий и ошибся с местом и временем действия. Снос памятников – это наше, фирменное; и даже если американцы снесут еще сто монументов, они все равно не догонят Россию, пережившую за сто лет три большие волны «деструктивного монументализма».

У нас сначала сносили памятники, как велел Ленин, «царям и их слугам», потом, в начале шестидесятых, площади очищали от каменных и бронзовых Сталиных, а спустя еще тридцать лет, когда закончилась советская власть, начали сносить коммунистические памятники, и, наверное, это было критерием, по которому настоящую революцию можно отличить от номенклатурной имитации – кампания по сносу памятников, бодро начавшаяся с лубянского Дзержинского, захлебнулась в считаные часы, то есть от Калинина на Воздвиженке и от Свердлова на Театральной площади Москва избавиться успела, а Ленина на Калужской никто не тронул, потому что в середине восьмидесятых его установкой руководил Владимир Ресин, ставший к августу 1991 года одним из руководителей города и сумевший защитить его от сноса под предлогом даже не исторической или художественной, а архитектурной ценности (в своих мемуарах Ресин пишет, что, когда мэр Гавриил Попов предложил снести Ленина, он ответил, что, «если уберем памятник, испохабим площадь, оставим ее без доминанты. Ленин вписан в пространство площади по законам архитектуры»).

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.