Дата
Автор
Григорий Левченко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Слабый доллар хорош для нас». Заявление главы Минфина США вызвало скандал и панику на биржах


Курс доллара по отношению к основным мировым валютам падает уже на протяжении нескольких месяцев – год назад евро стоил $1,05, а сейчас уже $1,25. После заявлений главы минфина США Стивена Мнучина о пользе слабого доллара для экономики американская валюта упала до трехлетнего минимума, и глава европейского Центробанка Марио Драги предупредил о возможных ответных шагах ЕС. Дональду Трампу пришлось дезавуировать слова своего министра.

«Слабый доллар хорош для нас»

На Всемирном экономическом форуме в Давосе 24 января Стивен Мнучин заявил, что ослабление доллара играет положительную роль, так как обеспечивает поддержку американской экономике за счет улучшения условий для внешней торговли.

«Очевидно, слабый доллар хорош для нас, потому что это открывает дополнительные возможности в торговле», – заявил глава минфина США.

Это заявление сразу привлекло к себе повышенное внимание, так как традиционно в последние несколько десятилетий представители правительства США всегда выступают за сильный доллар. Сразу же после заявления Мнучина американская валюта упала на 1 процент (максимальное однодневное падение за последние 10 месяцев) и достигла трехлетнего минимума по отношению к корзине из шести основных мировых валют. В частности, курс евро достиг $1,25 впервые с декабря 2014 года.

Ответ Драги

Глава европейского центробанка Марио Драги на следующий день подверг заявление Мнучина резкой критике, намекнув, что Евросоюз может принять меры в случае, если действия американской администрации перейдут из разряда простых заявлений о пользе слабого доллара в категорию каких-либо реальных действий.

«Волатильность обменного курса представляет собой источник неопределенности, который требует тщательного мониторинга на предмет возможных последствий для стабильности цен на среднесрочной перспективе», – заявил Драги.

Драги также выразил недовольство тем, что Мнучин нарушил негласное правило, по которому политики столь высокого уровня обычно не комментируют свое отношение к изменению курса валют.

Позже Дональд Трамп, комментируя заявление Мнучина, напротив, назвал доллар сильным и заявил, что американская валюта «будет становиться все сильнее и сильнее». Комментарии министра финансов он назвал вырванными из контекста. После этого заявления президента США доллар немного отыграл падение, поднимаясь до отметки $1,236 за евро.

Что дальше?

В большинстве своем аналитики сходятся во мнении, что администрация Трампа действительно вряд ли будет пытаться поддерживать слабый доллар. Глава ВТО Роберто Азеведо после комментариев Драги выразил мнение, что специальные усилия по ослаблению доллара могут привести к полномасштабной торговой войне, которую будет «сложно контролировать и остановить».

Как пишет в своей редакционной колонке Wall Street Journal, слабый доллар ударит в первую очередь непосредственно по гражданам США. Для них станут дороже как товары из-за границы, так и местного производства, так как американские производители импортируют большую часть технологий и сырья из-за рубежа. Слабый доллар действительно окажет поддержку экспортерам, однако, вероятно, она будет лишь краткосрочной, так как общие макроэкономические условия не изменятся.

Лоуренс Саммерс, министр финансов США в администрации Билла Клинтона в своей колонке для Financial Times выразил мнение, что Мнучин сможет достаточно легко успокоить панику на рынках, вызванных его неосторожным заявлением. По мнению Саммерса, для этого будет достаточно сказать, что фраза о полезности слабого доллара – лишь экономический трюизм и не является политическим заявлением о намерениях.