Новосибирская область вошла в тройку регионов по частоте блокировки банковских счетов
Почти 500 тыс. сомнительных транзакций на сумму 180 млрд. рублей было приостановлено банками в 2017 году. Клиенты финансовых организаций все чаще задают вопросы насчет разблокировки счетов. Для помощи клиентам в Новосибирске прошел круглый стол на тему: «Взаимодействие банков и бизнеса, закон о легализации в действии».

Мероприятие было организовано Новосибирским банковским клубом и компанией «Юсконсалт» (ассоциированный офис международной компании Grataint). В работе круглого стола 26 апреля приняли активное участие: Виктор Вязовых, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, представители банков: Сбербанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Банк Открытие, РайффайзенБанк, представители УФНС по НСО и представители бизнес-сообщества.
Участники смогли услышать от сотрудников банков и налогового органа ответы на важные вопросы: что такое «подозрительные операции», как они выявляются банками, как блокируются или разблокируются счета, как читать требование банка и как на него реагировать.
Позиция регулятора и банков
Представители банков подтвердили слова главы Росфинмониторинга: «ежедневно проводится много блокировок счетов, но только единицы обращаются с просьбой о разблокировке счета, о проведении операции».
В любом случае банки не сразу блокируют счета, предварительно они пытаются связаться с клиентами, направляют им требования, однако клиенты не всегда отвечают на звонки и не реагируют на запросы.
Также представители банков подтвердили, что они вынуждены соблюдать Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и методические рекомендации и письма ЦБ РФ, а в случае несоблюдения требований регулятора, у банка может быть отозвана лицензия.
Что такое подозрительные операции?
Перечень подозрительных, сомнительных операций очень обширен, критерии и подходы ЦБ РФ можно посмотреть в методических рекомендациях ЦБ РФ «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов» от 21.07.2017 № 18-МР и № 19-МР, от 16.02.2018 № 5-МР, а также Письмах Ц Б РФ от 10.06.2013 № 104-Т, от 19.06.2013 № 110-Т, от 31.12.2014 № 236-Т, от 14.06.2016 № 014−12−14 609 и др.
Приведу наиболее важные критерии и условия, при которых у банка могут возникнуть подозрения в отношении легальности операции или деятельности клиента:
минимальная налоговая нагрузка клиента — 0,9% от дебетового оборота либо незначительно его превышает; соотношение поступлений и списаний денег с НДС — 70/30; со счета не производятся выплаты заработной платы, НДФЛ, страховых взносов; систематические переводы денежных средств со счета клиента на его же счет в другой кредитной организации с назначением «перевод собственных средств»; регулярное снятие наличных — ежедневно или в течение 3−5 дней со дня поступления; у клиента несколько корпоративных карт, через которые снимаются наличные, других операций практически нет; клиент получает/отправляет денежные средства в адрес недобросовестного, сомнительного контрагента; использование «массовых адресов регистрации», массовых Ip-адресов; транзитные валютные операции.
Что делать клиенту?
Вплоть до 30.03.2018 у банков отсутствовала обязанность сообщать клиенту основания блокировки счета, отсутствовал орган, рассматривающий обращения клиентов банков.
Клиенты были вынуждены идти в суд, и при наличии оснований им удавалось отстоять свою позицию.
С 30 марта 2018 г. банки обязаны указать основания для блокировки счета, была создана специальная Межведомственная комиссия при ЦБ РФ.
В любом случае у клиента есть право обратиться в суд.
Рекомендации
По итогам круглого стола участникам были даны конкретные рекомендации, вот некоторые из них:
Адаптироваться к новым реалиям, готовиться быть открытыми и прозрачными; Взаимодействовать с банком: отвечать на звонки, запросы, предоставлять документы; Проверять контрагента перед отправкой платежа, не работать с «недобросовестными» контрагентами; Отслеживать свою налоговую нагрузку; «Стелить соломинку» заранее: готовить документы заранее, документы должны подтверждать реальность операций, заботиться о подтверждении источника возникновения денег уже сейчас; Быть активными и действовать (запрашивать основания блокировки, подавать документы, обжаловать в случае нарушения).
«Есть пожелание, чтобы наша законодательная власть совместно с Росфинмониторингом и ЦБ РФ, а также банки стремились к балансу между интересами государства и бизнеса, иначев результате таких мер по борьбе с терроризмом, погоней за легализацией мы можем получить другой эффект: бизнеса станет меньше, бизнес будет уходить в „тень“, а деньги будут храниться не в банке, а в „трехлитровой банке“», — отметила управляющий партнер ООО «Юсконсалт» Евгения Бондаренко.
Подробнее с материалами круглого стола можно ознакомится в презентациях по ссылке.