Горячая точка. Дом Черникова
Журналистка и жительница Хамовников Ксения Лученко рассказывает о ситуации с домом Черникова. В давно пустующем здании вдруг появились жильцы, которые решили снести «свой» дореволюционный дом, чтобы построить на его месте элитный жилой комплекс. Жители окружающих домов возмутились как сносом исторического здания, так и неминуемым уничтожением их общего с домом Черникова двора. За сносом дома стоит сын проректора МГИМО Натальи Кузьминой Андрей, который замешан в еще нескольких некрасивых историях в Хамовниках.
— А давайте мы вместе поставим забор и огородим весь двор? Мы же соседи!
— От кого огородим?
— Ну как. От людей. У вас же там сейчас ходит кто попало.
Я сижу в управе района Хамовники и перешептываюсь с врагом. Мой собеседник — владелец одной из квартир, в которых никто не живет.
Зато в пустующем доме оформлено ТСЖ, члены которого проголосовали за снос здания и постройку на его месте элитного жилого комплекса с подземной парковкой. И теперь обвиняют нас в том, что не могут начать строительство.
А «мы» — это жители домов 14 по Новоконюшенному переулку, 14 по улице Бурденко, а также 2, 9 и 11 по 2-му Неопалимовскому переулку. И у нас есть общий двор. Большой проходной зеленый московский двор.
По нему действительно «ходит кто попало». Я из окна смотрю, как гуляют собачники, утром школьники из гимназии 1231 бегут на уроки, а им навстречу торопятся к метро взрослые, вечерами таджики гоняют на старых великах.
В арке под моей квартирой парочки спасаются от дождя, выясняют отношения, подростки ссорятся и мирятся, иногда сидят и пьют пиво. Я знаю, что они в безопасности, если что, у них есть мы.
Еще у нас во дворе растут столетние черные тополя и есть спортивная площадка, одна на весь квартал. Она редко пустует — здесь играют в футбол чуть ли не круглые сутки, а по выходным рубятся на мечах реконструкторы, чем обеспечивают бесплатный спектакль для всех окрестных детей.

У нас иногда случаются происшествия. Например, была битва за кусты. Они были куплены нашими жителями, но регулярно под покровом ночи выкапывались цветочными ворами из соседнего переулка. Полиция вмешалась и водворила наши кусты на место.
У нас есть сад камней и декоративный пруд. А по весне цветет миндаль.
Застройщики и инвесторы хотят все это уничтожить — отнять у нас половину двора, снести площадку, высадить на «своей» территории «французский сад», вывести на месте наших клумб воздуховод подземной парковки. Огородить. Чтобы тишина. Чтобы никто не ходил.
Этот план они из раза в раз излагают на встречах с жителями нашего квартала 550 в управе Хамовников. Говорят, что это для нашего же блага, ведь они нам покрасят трансформаторную будку.
Чтобы воплотить проект безжизненного пространства за высоким забором, перегородить нам короткий проход к метро и подъезд скорых и пожарных к дому 14 по улице Бурденко, нужно вырубить черные тополя и снести дом 1914-го года постройки, так называемый дом Черникова по адресу 2-й Неопалимовский переулок 3.
Он похож на десятки сохранившихся (к счастью) домов в Хамовниках, – классический московский модерн с вензелями и скругленными окнами, с пробивающимися чертами будущего конструктивизма. Крепкий дом, который запустили за годы бесхозности, когда в нем жили гастарбайтеры и постояльцы хостела, в котором при этом чудом сохранилась дореволюционная фурнитура.
Пока Москомнаследие отказалось даже принять к рассмотрению заявку «Архнадзора» о том, чтобы признать дом Черникова объектом культурного наследия.

На заседании Совета депутатов, куда пришли и члены нашей инициативной группы по спасению дома Черникова выяснилось, что уже много лет в Хамовниках «работает» семья Кузьминых во главе с проректором МГИМО Натальей Кузьминой.
Ее сын Энвер — генеральный директор компании «Реставрация Н», которая строила жилье в парке Трубецких и строит комплекс «Найтсбридж» на месте Хлебозавода на улице Ефремова. При этом «Хлебозавод №6» был самым крупным должником города и возглавлял его второй сын Кузьминой — Андрей.
Тот же Андрей Кузьмин — владелец фирмы ООО «Проект 384», учредители которой стали собственниками нашего многострадального дома Черникова и которая зарегистрирована в доме 9/5 по Гагаринскому переулку. В нем уже много лет тянутся уголовные дела о захвате частной собственности и живет православная художница Татьяна Куликова, героиня многочисленных публикаций о сопротивлении «черным риэлторам».
Тот же Андрей Кузьмин — генеральный директор ООО «Инвест Строй», застройщика нашего дома Черникова.
Кузьмины связаны и с выселением из парка Трубецких Детского дома творчества, которое вызвало протесты жителей Хамовников в прошлом году.
Два главных вопроса: как половина двора оказалось по межеванию квартала принадлежащей дому Черникова (2-ой Неопалимовский переулок, 3), когда периметр двора составляют пять домов, и каким образом дом, который был когда-то жилым, оказался в собственности города, а потом там было таинственно оформлено ТСЖ.
Этим ТСЖ, кстати, руководит Алексей Гаретовский, который много лет занимается бизнесом, связанным с недвижимостью, и знаменит тем, что продал в 2010-м году квартиру в Молочном переулке чиновнице Министерства обороны Евгении Васильевой. Он занимает должность председателя еще в одном ТСЖ — «Нащокинский, 7».
Недавно депутат МО Хамовники Александра Парушина опубликовала в соцсетях ответ исполняющего обязанности зампрефекта ЦАО Олега Соболева на свой запрос о том, как дом был отселен. В этом ответе написано, что «отселение многоквартирного дома произошло по инициативе собственников жилых помещений, организовавших ТСЖ «Неопалимовский».
В той же бумаге написано, что начало строительства (то есть снос дома) запланирован на вторую половину сентября. Сразу после выборов мэра.
Наша битва за дом и двор пока выглядит как заведомо проигрышная: где горстка жителей и где вся мощь московского девелопмента, большие деньги и еще большие связи. Но все-таки война еще не проиграна. Иначе представители застройщика не приходили бы на все заседания в управу и не хамили бы нам в лицо, раз у них якобы есть все разрешения и документация «в порядке».

А мой собеседник на заседании в управе представился Феликсом и выглядел, как добросовестный покупатель, неожиданно узнавший, что возникли какие-то проблемы. Он предложил с ним по-соседски выпить шампанского у них на новоселье.
«Да, — говорю, — Будем с вами чокаться, протягивая руки с разных сторон забора».
Автор: Ксения Лученко