ОБСЕ запускает «Московский механизм» расследования преступлений в Чечне
Постоянный представитель Исландии при ОБСЕ и полномочный министр Гвюдни Брогасон сделал заявление от имени 16 стран-участниц ОБСЕ об активизации в отношении России так называемого «Московского механизма». Решение было принято после того, как власти России дали «неудовлетворительный ответ» на запрос организации по поводу ситуации с нарушениями прав человека в Чеченской республике.
«Московский& механизм» подразумевает создание независимой экспертной группы, которая займется выявлением фактов нарушения Россией обязательств ОБСЕ.
Организация намерена установить истинное положение дел с соблюдением прав человека в Чечне и способности российских властей, несмотря на все официальные заявления высокопоставленных чиновников, провести объективное расследование многочисленных фактов систематических преследований жителей Чечни, незаконных задержаний, насильственных похищений, пыток, внесудебных расправ и необоснованных уголовных преследований людей по мотиву предполагаемой или фактической сексуальной ориентации и гендерной идентичности, по подозрениям в экстремизме, а также преследований тех, кто сообщает об этих нарушениях, а именно — правозащитников, юристов, журналистов и активистов.
Решение об активации «Московского механизма» было принято после того, как 30 августа 15 стран-участниц запросили у властей Российской Федерации конкретную информацию по следующим вопросам:
-
Какие меры были предприняты федеральными властями для обеспечения соблюдения чеченскими должностными лицами обязательств в рамках ОБСЕ?
-
Как федеральные власти Российской Федерации расследовали утверждения о нарушениях и злоупотреблениях, совершенных в отношении представителей ЛГБТИ в Чечне? Каким именно образом они пришли к заключению о том, что таких нарушений или злоупотреблений не произошло, так как представителей ЛГБТИ в Чечне не существует?
-
Какие меры были предприняты федеральными властями для обеспечения безопасных условий для правозащитных организаций и средств массовой информации свободно документировать и сообщать без последующих репрессий в свой адрес о нарушениях прав человека в Чечне? В частности, какие меры были предприняты для обеспечения деятельности в Чечне правозащитной организации «Мемориал»?
-
Как российские федеральные власти расследовали судьбу каждого из 27 лиц, задержанных, как сообщалось, по подозрению в экстремизме и в последующем ставших жертвами внесудебной казни в Грозном в январе 2017 года?
На эти вопросы, как сказано в официальном заявлении ОБСЕ, «Российская Федерация ответить не сумела», и этот факт «только усилил беспокойство по поводу неспособности или нежелания российских властей принять меры по ситуации с правонарушениями в Чеченской Республике, способствующей атмосфере безнаказанности чеченских властей».
Особую роль в активации «Московского механизма» против России сыграла американская делегация в ОБСЕ. Заместитель пресс-секретаря Государственного департамента США выступил с официальным заявлением: «Сегодня в Вене, в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Соединенные Штаты присоединились к коалиции из 16 стран, ссылающихся на «Московский механизм», редкую дипломатическую акцию, предназначенную для серьезных нарушений прав человека. Эта мера инициирует официальную международную миссию по установлению фактов для изучения сообщений о безнаказанности за нарушения прав человека и злоупотребления в Чеченской Республике Российской Федерации… Мы и другие страны потребовали от Москвы привлечь к ответственности тех, кто виновен в этих нарушениях… <Американская> администрация и дальше продолжит работу с нашими европейскими партнерами, чтобы разоблачить нарушения прав человека в России».
Высокопоставленный представитель Государственного департамента США, попросивший не называть его имени, в интервью «Новой газете» еще конкретней пояснил позицию Белого Дома по этой ситуации: «Соединенные Штаты и другие страны неоднократно требовали от Российской Федерации провести расследование о внесудебных казнях, пытках, незаконных задержаниях и других правонарушениях в Чечне. Также мы и другие страны требовали от Российской Федерации привлечь к ответственности нарушителей прав человека, но Россия ни разу не пошла навстречу и не реагировала на наши призывы. Поэтому наши сегодняшние действия в ОБСЕ означают только одно:
администрация Трампа& совместно со своими европейскими партнерами объединяют усилия над раскрытием нарушений прав человека в этом регионе России».
Мандат экспертной комиссии в рамках «Московского механизма» включает выявление фактов нарушения Российской Федерацией обязательств ОБСЕ, а именно: фактов репрессий в отношении правозащитной организацией «Мемориал», фактов серьезных нарушений прав как представителей ЛГБТИ, так и других жителей Чечни. Также мандат миссии ОБСЕ позволяет установить ответственных за общую политику безнаказанности Чечне, при условии которой все эти тяжкие нарушения прав человека стали возможными. По результатам работы экспертной группы ОБСЕ, миссия должна будет предоставить отчет и рекомендации как для ОБСЕ, так и для Российской Федерации по улучшению выполнения обязательств страной-участницей.
О решимости ОБСЕ (последней международной площадки, где Россия является полноправным членом) говорит такой факт: за всю свою историю «Московский механизм» был активирован только восемь раз. И в этот, восьмой раз, против России объединилось самое большое количество стран-членов ОБСЕ.
Ведущую роль в лоббировании международного расследования фактов, нарушения прав человека в Чечне сыграла правозащитная организация «Российская ЛГБТ-сеть».
Игорь Кочетков
Руководитель «Российской ЛГБТ-сети»
«Последние полтора года мы в «Российской ЛГБТ-сети» помогаем чеченцам и чеченкам, которые стали жертвами преследований из-за своей реальной или предполагаемой сексуальной ориентации. И столкнулись с тем, что десятки, если не сотни людей свидетельствуют, по сути, об организованной системе незаконных задержаний, пыток и даже убийств в отношении жителей российского региона – Чечни.
Наши попытки добиться от российских федеральных властей эффективного расследования ни к чему не привели. Тогда мы стали обращаться в международные организации, в которых Российская Федерация состоит. В том числе в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Запуск «Московского механизма» позволит дать независимую оценку собранным, в том числе и нами, фактам и свидетельствам. На территории Российской Федерации, а именно – в Чечне, сотрудники полиции и Росгвардии совершают действия, имеющие признаки преступления против человечности. Российские федеральные власти фактически являются гарантом существования этой бесчеловечной системы».