Сергей Алексашенко: «Крахи таких режимов случаются, но причин для этого мало»

Владимир Путин. Фото: Mikhail Klimentyev / Kremlin / Sputnik / Reuters
Книга экономиста Сергея Алексашенко «Контрреволюция. Как строилась вертикаль власти в современной России и как это влияет на экономику» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер»), пожалуй, будет уместна для раскладки в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца – непосредственно перед ежегодным посланием президента к Федеральному собранию. В редкой из этих речей не звучали слова о необходимости защиты священного права собственности. Но как справедливо отмечает автор – бывший замминистра финансов и первый зампред ЦБ, а ныне старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон) – слова тут неизменно расходились с делом.
Алексашенко описывает подлинную эволюцию отношений российского президента со свободным рынком, разбирая их последствия. «Потеря стимулов к росту – явление для бизнеса ненормальное, – пишет автор. – Любой бизнесмен мечтает о развитии, об увеличении масштабов своей компании, о получении большей прибыли. Если у бизнеса пропадает такое стремление, значит, в стране случилось что-то из ряда вон выходящее». Но поиск первопричины или поворотного момента не имеет смысла, уверен Алексашенко: «Изменение инвестиционного климата в стране происходило постепенно на протяжении всех 18 лет правления Владимира Путина». Есть ли основания надеяться, что новый президентский срок сможет что-то изменить?
Почему Владимир Путин, зная о проблеме защиты прав собственности, не смог ее решить за все 18 лет своего правления? На мой взгляд, ответ прост: Владимир Путин как политик, несомненно, выражает и защищает интересы высшей российской бюрократии, силовых структур и экспортеров сырья, позиции которых будут ослабевать в случае быстрого экономического роста. Проведение институциональных реформ, направленных на защиту прав собственности, приведет к быстрому росту большого числа состоятельных россиян, которые не будут зависеть от государства, но будут требовать своего политического представительства на всех уровнях власти. Движение в сторону независимого суда не только неизбежно подорвет возможности государства и связанных с ним лиц по захвату чужой собственности, но и сделает невозможным фальсификацию итогов голосования, что, в свою очередь, неизбежно повысит уровень политической конкуренции в России и разрушит ту вертикаль власти, которую Владимир Путин начал создавать с первых дней своего пребывания в Кремле. Продолжение этого сценария приведет к тому, что либо сам Владимир Путин, либо его преемник потеряет власть в результате выборов.
А этого не должно случиться в той конструкции государства, которая кажется Владимиру Путину единственно верной, которую он строил на протяжении 18 лет, поворачивая одну за другой стрелки, менявшие траекторию поезда под названием «Россия».
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]