Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Холуи» и «ничтожества». Почему опять спорят о допустимости сотрудничества с властью


Владимир Путин и Чулпан Хаматова. Фото: Александр Астафьев / РИА Новости

Алексей Навальный обозвал Антона Долина холуем, Сергей Пархоменко обозвал покойную Лизу Глинку услужливым, потасканным ничтожеством, и наверное, дело здесь как раз в более сильных, чем подразумевает дискуссионная традиция, эпитетах. Точнее – традиция-то и не такие слова подразумевает, но круг людей, которых принято так обзывать, давно очерчен, и понятно, что если бы холуем обозвали телеведущего Соловьева, а ничтожеством депутата Яровую, никто бы и не заметил, а тут сочетание – сильные слова, на грани брани, и не очевидные с точки зрения всеобщего порицания мишени, причем в обоих случаях мишени побочные; Долин попал под раздачу в связи с обнаружившимся иностранным гражданством его коллеги (Навальный напутал и написал, что начальника) Сергея Брилева, а Глинку Пархоменко вспомнил как возможную ролевую модель для Нюты Федермессер, вступившей в путинский народный фронт.

Это все звучит, конечно, немного по-хармсовски, но с другой стороны – у нас и первополосные темы чаще всего вполне абсурдистские (произнесите вслух: «мне не интересно, кто и как кого обозвал, зато поздоровались ли Путин и Трамп в Аргентине – это да, важно!»), так что аналитика фейсбучных споров в наше время жанр вполне достойный, особенно если речь идет, как очень точно сформулировала Ксения Ларина с «Эха Москвы», о массовой драке у метро «Либеральная» – ругаются лидеры общественного мнения, которые за неимением парламента, больших медиа и прочих привычных институтов вынуждены проживать свою жизнь в резервации соцсетей, но эта резервация регулярно шлет приветы «большому» миру то эфирами «Эха Москвы», то навальновскими митингами, то скандальными интервью Дудя, и в конечном итоге влияет на атмосферу в обществе не слабее, чем даже передачи Соловьева. Да и спор совсем не абстрактный, и в каком-то смысле от него ведь зависит и будущее власти, то есть если сейчас в либерально-интеллигентских кругах окончательно выяснят, в каких случаях можно сотрудничать с властью, то завтра ее кадровый резерв пополнится самыми неожиданными именами – возможно, еще более неожиданными, чем Нюта Федермессер. А если средневзвешенное мнение по итогам дискуссии окажется таким, что любое сотрудничество нужно считать позором, то Кремлю, когда ему в очередной раз для чего-нибудь потребуются приличные люди, придется нелегко.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.