Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Жители Прибайкалья выступили против запрета на строительство около озера. Эколог объясняет, почему они неправы

Митинг против тотального запрета на строительство прошел в Еланцах, административном центре Ольхонского района Иркутской области. На акцию вышли около 1 тыс. человек, то есть каждый четвертый житель села. Постановление правительства РФ об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, ограничивает строительство любых зданий, в том числе жилых, в Центральной экологической зоне Байкала. Жители села требовали внести в документ поправку, которая разрешила бы им строить на территории района хотя бы жилые дома.

Жители Прибайкалья выступили против запрета на строительство около озера. Эколог объясняет, почему они неправы
© Слава Степанов/gelio.livejournal.com

Резолюцию митинга со списком всех требований опубликовало издание Babr24.ru. Больше всего жителей возмущает то, что постановление принято в 2001 году, а требования прокуратуры о сносе практически всех строений стали звучать только с 2017-го.

Ранее глава район Андрей Тыхеев озвучивал эти же проблемы руководству Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека: «Жители не имеют возможности строить жилые дома и другие объекты у себя на участках, а также производить капитальный ремонт и реконструкцию своих домов. Кроме того, суды вынесли ряд решений о сносе уже построенных многоквартирных домов и ряда индивидуальных, в том числе тех, что принадлежат многодетным семьям и построены за счет средств материнского капитала. Данные решения судов и предписания органов прокурорского надзора основываются на постановлении правительства РФ №643, однако местные власти и население шокированы таким трактованием, потому как постановление 2001 года, а запреты начались лишь два года назад, и в то же время в Бурятии на другом берегу Байкала нет этих абсурдных ограничений». В руководстве СПЧ обещали провести на Ольхоне выездное заседание в марте 2019 года и включиться в решение проблем.

В ответ на митинг и протест жителей Ольхона директор Бурятского регионального объединения по Байкалу Наталья Тумуреева написала пост на своей странице в фейсбуке. Бурятский эколог считает, что отменять действующие ограничения не нужно. А пункты из резолюции митинга в Еланцах она считает «жестким требованием разрешить бесконтрольно деятельность на берегах Байкала».

«Ходят слухи о готовности Постановления об исключении населенных пунктов из Центральной экологической зоны (ЦЭЗ). Давайте попробуем разобраться, что это даст местным жителям и поможет ли в решении проблем со стоками и мусорными полигонами. Напомню, Центральная экологическая зона обозначена в ФЗ №94 «Об охране озера Байкал», границы ее утверждены Распоряжением Правительства №1641-р «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон», также есть Постановление Правительства №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», собственно, из-за которого часто и поднимается шум, якобы местным нельзя там ни строить, ни вести хозяйство, ни умирать, ни получать землю многодетным и т. д. Нет развития селу и людям, в селах живущих. На самом деле все не совсем так, как нам пытаются все представить.

Хорошо, вынесут населенные пункты в сегодняшних границах из ЦЭЗ. Что это даст? Село все равно не сможет расширяться, не появятся участки и для многодетных. Строительство мусорных полигонов на территории населенных пунктов запрещено, как и утилизация отходов и строительство очистных сооружений. Оборот земель запрещен не в ЦЭЗ, а на территории Участка всемирного наследия (ст. 27 Земельного кодекса). Я не вижу вообще никакого смысла для того, чтобы выносить населенные пункты из ЦЭЗ. Строительство объектов, торговли, социальных объектов, жилых объектов и подобных не ограничено, также возможно строительство зданий и сооружений предприятий по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, розливу питьевой воды из озера Байкал, переработке дикорастущих растений, овощной, плодово-ягодной продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а еще по производству лекарственных растительных препаратов. Возможно строительство зданий и сооружений водного транспорта.

Также не запрещено:

  1. Размещение рекреационных объектов (требуется внести соответствующие изменения в документы территориального планирования с определением мест размещения объектов рекреации, включая побережье (основание Градостроительный кодекс, решения местных представительных органов).

Возможность организации функциональных зон рекреации на землях лесного фонда (основание Лесной кодекс РФ, документы — лесохозяйственный регламент + Лесной план субъекта, ответственный орган — РАЛХ РБ, Минприроды РБ);

  1. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд;

  2. Строительство автодорог необходимых для функционирования жилых и хозяйственных объектов, а также особых экономических зон туристско-рекреационного типа, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

  3. Добыча полезных ископаемых (добыча воды) возможна только для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

  4. Возможно использование маломерных судов, а также плавучих средств имеющих устройства по сбору и сдаче нефтесодержащих, льяльных, хозяйственно-бытовых сточных вод и отходов производства и потребления;

  5. Возможна деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг при эксплуатации санаторно-курортных и рекреационных комплексов, но имеющих сооружения, обеспечивающие очистку сточных вод и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до утвержденных нормативов;

  6. Возможно проведение капитального ремонта (реконструкции, модернизации) имеющихся работающих на угле котельных и тепловых электростанций, а также их распределительных сетей.

Что еще нужно для развития села?

Решение социальной проблемы — невозможность предоставления земельных участков многодетным семьям — решается предоставлением земельных участков в любом другом населенном пункте (вне пределов ЦЭЗ), включая в Улан-Удэ (основание — Земельный кодекс РФ). Хотя, по моему мнению, права многодетных семей нарушаются не только в пределах ЦЭЗ, но и в Улан-Удэ (по себе знаю).

В чем же причина такого дикого желания все-таки вынести населенные пункты из ЦЭЗ? Зачем настраивается местное население против экологических ограничений?"