Нечего оплакивать: как в России восстанавливают утраченные соборы и храмы

Спустя сутки после трагедии на восстановление Нотр-Дама со всего мира пожертвовали 700 млн евро. Самые крупные суммы были переданы от французских корпораций.
Помощь предложили из Грузии – бизнесмены, которые занимаются экспорт алкоголя, заявили, что готовы перечислить Нотр-Даму 10 тыс. евро. За что были осуждены всемирно признанной оперной певицей из Грузии Анитой Рачвелишвили:
«Разрушенные исторические памятники, голодные люди, больные обреченные люди и еще много чего, и они примут участие в восстановлении Норт-Дама?! Вы вообще… Я скоро перейду на проклятия», – пишет Анита на своей странице в социальной сети Facebook.
В России тоже пообещали помочь Нотр-Даму – Дмитрий Медведев заявил об этом в обращении к властям Парижа. В Минкульте предлагали начать собирать матпомощь среди россиян, а Владимир Путин пообещал отправить на реконструкцию лучших реставраторов России.
Рунет, которому впечатления о Нотр-Даме подарило творчество Виктора Гюго, осознал, какое культурное наследие пало в жертву пламени. Общий настрой соцсетей, скорбящих по утрате, вывел другую часть на эмоции. Некоторые стали вспоминать, что в России были свои трагедии и не так давно. Но им сочувствовали, кажется, в меньшей степени.
«В нашей стране, в нашем городе Магнитогорске, всего три месяца назад взорвался дом. Погибло 39 человек, шестеро из них дети. За них никто не молился, кроме родных. Все были заняты рассуждениями о том, взрыв ли это газа или происки кровавой гебни.
И правильно – в Магнитогорске заводы и хрущевки. В Париже фуагра, Галери Лафайет и каменные истуканы» – написал колумнист портала Snob.ru Максим Валецкий.
15 апреля (накануне пожара в Париже) СМИ Ярославля опубликовали фото блогера Светланы Поздняковой. Она показала, в каком состоянии находится 216-летний храм в селе Резанино. 60 лет это здание стоит заброшенным. На куполе храма покосился крест.
И это не единственный такой храм, который встретился на пути девушке-фотографу в Ярославской области. В своем Instagram она опубликовала снимки разрушающегося храма из с. Курба с наполовину осыпавшимися куполами.
Только за последние 30 лет в Центральной России пожаром были полностью уничтожены 45 деревянных храмов, многие из которых были памятниками архитектурного наследия.
Блогер Александр Бокарев, например, ежегодно пишет о потерянных памятниках деревянного зодчества, но в силу специфичности, записи интересны лишь ограниченному кругу лиц.
Красноярский край не выделяется из общей статистики. За 20 век многие территории лишились не только деревянных храмов, но и основательных построек. Речь не только о религиозной ценности и намоленности мест, но и о работе архитекторов, строителей – истории.
Как пояснили Новостям ТВК в красноярской Епархии, регион в 1941 г. полностью лишился каких-либо церквей и восстанавливать систему соборов стали лишь в конце столетия.
Часть храмов край потерял при строительстве ГЭС. Как рассказывают священники, до них доходят рассказы, как рыбаки натыкаются лодкой на купольный крест храма, проплывая по водохранилищу. Эти соборы были затоплены, как и деревни рядом с ними.
«Сегодня жители, потомки жителей потерянных под водой деревень устанавливают поклонные кресты в память о тех, кто был похоронен на кладбище рядом с затопленным собором. Когда разливался Енисей, перевозили только жителей и старались перенести дома, соборы и храмы никто не переносил», – рассказали Новостям ТВК в красноярской Епархии.
Ранее красноярские байкеры стали восстанавливать деревенского храма в Барабанова (60 км от Красноярска). Лидер движения Александр Шестаков занялся проблемой и сегодня часть здания укреплена, и недавно настоятель храма Алексей Язев получил проектно-сметную документацию, необходимую для дальнейшей реставрации.
Теперь в Барабаново молятся о погибших в ДТП мотоциклистах, а также это место по поверьям притягивает бездетных женщин, которые просят у покровителей подарить им ребенка.
Писатель Михаил Тарковский, родившийся в Москве, участвовал в постройке храма во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российски в Бахте (на Севере Красноярского края). Сюда он переехал вопреки тому, что его поступок многие не поняли.
Сам Тарковский не охотно распространяется о том, зачем ему нужно было участвовать в строительстве храма и вообще переезжать в глубинку, однако благодаря ему строительство спонсировали столичные благотворители.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах