Дата
Автор
Сергей Жаворонков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Миллиардеры – кто они? Сергей Жаворонков анализирует последний рейтинг богатейших людей мира Forbes


Сергей Жаворонков

Недавно вышел очередной ежегодный рейтинг богатейших людей мира Forbes за 2019 год и, соответственно, аналогичный рейтинг по России. Методология этого рейтинга такова: оцениваются стоимость активов (акций, недвижимости, денег от продажи бизнеса), принадлежащих человеку, в случае непубличных компаний, у которых нет рыночной капитализации, оцениваются объемы продаж, прибыль, капитал, проводятся сопоставления с близкими публичными компаниями, торгующимися на бирже. В списке участвуют только легальные предприниматели, в него не включаются правители или деятели организованной преступности (хотя нет сомнений, что некоторые из них являются долларовыми миллиардерами).

Где сейчас Ротшильды и Рокфеллеры

В мировой список включаются долларовые миллиардеры, российский список Forbes называется «200 самых богатых бизнесменов России», из которых состояние 100 оценивается в $1 млрд. и выше, а также еще 100 — минимальное состояние $500 млн). Есть аналогичный рейтинг журнала Fortune, мало чем отличающийся. Понятно, что рейтинг условен, что оговаривается журналами: многие факты о бизнесе тех или иных людей (например, долговой нагрузке, способной превратить вчерашнего богача в банкрота) неизвестны широкой публике. Но в целом, как в любых рейтингах, важна не столько кристальная ясность методологии, сколько стабильность ее применения, позволяющая делать сопоставления. Этот принцип в целом соблюдается. В нынешнем виде рейтинг Forbes существует с 1982 г., а его первый прообраз – рейтинг «30 богатейших американцев» — был издан этим журналом в далеком 1918 г., то есть сто лет назад. Миллиардер в нем был тогда один – крупнейший совладелец нефтяной компании Standart Oil Джон Дэвисон Рокфеллер с состоянием $1.2 млрд (примерно $24-48 млрд в нынешних деньгах, в зависимости от того, как считать: по покупательной способности или по корзине благ, которая не учитывает резкий рост доступных услуг и товаров).

Джон Дэвисон Рокфеллер со своим сыном, 1915 год. Фото: wikimedia commons

Начнем, кстати, с того далекого рейтинга, он довольно интересен. Кто в него входил по роду занятий? 8 человек – представители сырьевого сектора (нефть, табак, кокс, хлопок), 6 – металлургия, 5 – банкиры и инвесторы, 4 – железные дороги (они в США частные), ну и немного, как сейчас бы выразились, «IT-сектора». Так, в списке оказались изобретатель фотокамер Джордж Истмен (основавший и ныне известный бренд Kodak) и изобретатель молотилки на конной тяге Сайрус Маккормик. Сектор услуг был практически не представлен, если не считать обычно относимой к услугам недвижимости в лице Уильяма Астора и Джулиуса Розенвальда, сумевшего наладить общеамериканскую сеть торговли товарами почтой по каталогам.

Думается, участники того списка сильно бы удивились, если бы им сказали, что в будущем миллиардерами будут владельцы брендов или сетей магазинов. В списке было три женщины (10%), большинство его фигурантов унаследовали приличный капитал от родителей. Из потомков того списка в нынешний входит лишь один человек – Джеральд Форд (838 место в нынешнем списке), впрочем, его основной бизнес не акции созданной предком автомобильной компании Ford, претерпевшие множество дополнительных эмиссий за столетие, а многопрофильный холдинг Hilltop Holdings и средних размеров банк Mechanics Bank in California. Некоторые участники того списка, как сталелитейный магнат Чарльз Шваб, разорились еще при жизни, кого-то разорили наследники, чье-то состояние просто бесконечно дробилось.

Как быстро меняется место и сам факт наличия в списке, легко проиллюстрировать на примерах любимых российскими конспирологами семейств Рокфеллеров и Ротшильдов. Еще несколько лет назад в список входил умерший в 2017 году и проживший целых 102 года Дэвид Рокфеллер с состоянием порядка $3 млрд. Однако у него шесть детей. И после раздела имущества оказалось, что ни один из них до миллиарда не дотягивает. А вот Ротшильды, напротив, несколько лет назад в список не входили. А теперь – благодаря выросшим в цене активам – в списке появился Бенджамин Ротшильд, владелец швейцарского банка Edmond de Rothschild SA Genève (на 1349 месте), а также один из основателей и акционер Facebook Джефф Ротшильд (838). Весьма скромные места нынешних потомков этих династий, кстати, могли бы подсказать конспирологам, что они немного не там ищут тайных властителей мира, если бы конспирологи хоть в чем-то мыслили рационально.

Богатые больше не богатеют

В нынешнем списке 2153 миллиардера, что на 55 человек меньше, чем год назад. 46% из тех, кто и раньше был в списке, стал беднее за год – это рекордный показатель с момента кризиса 2009 г., так что в этом году поговорка «богатые богатеют» оказалась неверна. По странам 67% участников списка являются миллиардерами в первом поколении, что разительно отличает ситуацию со столетней давностью: личные заслуги и талант в быстро меняющемся мире значат существенно больше, чем в том, неторопливом. Количество миллиардеров по странам в чем-то логично, в чем-то нет. Так, больше всего их конечно в крупнейшей экономике мира, США – 607. На втором месте вторая экономика мира – Китай, там 324. Но на третьем месте вовсе не Япония, а Германия – 114, причем занимающая четвертое место в мире по абсолютному ВВП Германия в разы опережает третью экономику мира Японию, у которой только 32 миллиардера. На четвертом месте Индия – 106 миллиардеров (по ВВП – шестая страна). На пятом Россия с 98 миллиардерами (в российском Forbes их насчитали 100, в мировом 98, не знаю, как это объяснить), по ВВП занимающая лишь 11 место. На шестом крохотный Гонконг с 71 миллиардером, в каком-то смысле их можно приплюсовать к Китаю, хотя Гонконг является особой провинцией с особым не только экономическим, но даже и политическим режимом типа ограниченной демократии при тотальной диктатуре в континентальном. Затем Бразилия (58), Великобритания (54), Канада (45), Франция (41), Южная Корея и Тайвань (по 40), Австралия (36), Италия (35), Швеция и Швейцария (по 33), упомянутая Япония (32), Испания (29), Турция (25). Тут немало парадоксов – не говоря уже о Южной Корее и Тайване, например, Аргентина опережает Швецию по абсолютному ВВП, но там всего 5 миллиардеров. На постсоветском пространстве миллиардеры водятся еще в Украине (7), Казахстане (5), Грузии (1). В списке 244 женщины, причем с 2010 года наблюдается существенный рост из количества (было 91), хотя за последний год их стало больше всего на 2. Впрочем, если проанализировать их состав, то в основном это наследницы или жены миллиардеров: из 20 владелиц крупнейших состояний лишь одна – британка Денис Коутс, сделавшая состояние на игорном бизнесе в интернете, к ним не относится.

Среди богатейших мужчин ситуация другая: из 20 богатейших лишь 7 являются представителями бизнес-династий (в США – трое представителей семейства Уолтон, совладельцев крупнейшей американской торговой сети Walmart, два брата Коха, Чальз и Дэвид, известнейшие политические инвесторы правых взглядов, индус Мукеш Амбани, наследница L’Oreal Франсуаза Бетанкур. Вообще, хотя, как говорилось выше, большинство в рейтинге Forbes миллиардеры в первом поколении, некоторые династии смотрятся довольно обширно. Больше всего Прицкеров – потомков основателя мировой сети отелей Hyatt, их целых 11, семь Уолтонов, шесть Марсов (да-да, крупного производителя еды, известного нам прежде всего по шоколадным батончикам Mars). Ну а возглавляют список создатель и владелец интернет-магазина Amazon Джефф Безос ($131 млрд.), Билл Гейтс ($96.5 млрд.) и инвестор Уоррен Баффет (82.5 млрд.), на четвертом месте Бернар Арно ($76 млрд.) — владелец LVMН – фирмы, собравшей массу люксовых брендов от коньяка Hennessy до парфюмерии Christian Dior и одежды Louis Vuitton, на пятом – мексиканский телекоммуникационный магнат, долгое время обладавший монополией на стационарную телефонную связь, Карлос Слим ($64 млрд.).

Джефф Безос. Фото: Javier Rojas / Pi / Zuma / ТАСС

Есть очень интересная статья Константина Яновского, исследующая на примере США политические предпочтения самых богатых людей в условиях демократического общества (понятно, что для современной России или Китая это не актуально). Вопреки представлению о том, что бизнес должен поддерживать правых, это в современных США вовсе не очевидно. Анализ взглядов 50 богатейших американцев (как политические пожертвования, так и публичные декларации) дал такие результаты: «четко правые» — 8 человек, «умеренно правые» — 12, «умеренно левые» — 10, «четко левые» — 9, взгляды остальных идентифицировать сложно. Причем с четко левых позиций выступают лидеры списка – и Безос, и Гейтс, и Цукерберг, чью трогательную заботу о hate speech так часто стали ощущать на себе российские оппозиционеры. Показательна, кстати, в этом смысле и кампания 2016 года Трампа против Клинтон, в которой «левая» Клинтон собрала в два раза больше денег, чем «правый» Трамп – $897 млн. против $429 млн. Всему этому бы точно удивились бы богатые американцы сто лет назад – тогда политические предпочтения бизнеса были однозначно на стороне республиканцев. Однако сейчас крупный бизнес стигматизирован даже в такой вроде бы передовой стране, как США, и пытается выслуживаться перед общественным мнением, вернее выразиться не общественным (иначе республиканцы выборы бы всегда проигрывали), а мнением университетской гуманитарной публики и СМИ с их характерным left-bias, левым сдвигом.

Кто есть кто среди российских миллиардеров

Что можно сказать о российском бизнесе? Понятно, его история совсем недавняя в исторической перспективе и делать выводы, например, о том, сколько в списке наследников, а сколько self-made man, преждевременно, для этого должно пройти еще лет тридцать, по меньшей мере. Но кое-какую статистику мы вполне можем провести и по нему. Начнем с самого волнующего вопроса – о приватизации. Речь, понятно, идет не о приватизации магазина, а о приватизации в 90-е годы довольно крупных советских предприятий. Из первой сотни в приватизации, по моим подсчетам, участвовало 53 человека. При этом их количество существенно падает по мере отдаления от наиболее богатых участников списка. Если из первых 30, можно сказать, в приватизации 90-х не участвовали всего трое — занимавшиеся тогда банковским бизнесом Андрей Мельниченко, Сергей Попов и Михаил Гуцериев, то среди последних 30 – 18. По сферам деятельности в наибольшем количестве представлен нефтегазовый сектор (19) и металлургия (18). Всего остального значительно меньше: банковский сектор (10), IT-сектор (7), ритейл (7). Среди крупных предпринимателей, вопреки мнениям, почти нет чиновников. Это бывший замминистра нефтяной промышленности СССР Вагит Алекперов и два сына бывшего президента Татарстана Шаймиева, которых смело можно приравнять к отцу, жена бывшего мэра Москвы Елена Батурина (аналогично), во второй сотне еще Николай Ольшанский, бывший министром минеральных удобрений в позднем СССР.

К уголовной ответственности уже в российские времена привлекалось 4 человека из первой сотни, еще 9 – из второй, еще один человек был осужден в советские времена. В первой сотне две женщины – кроме Батуриной, это создатель интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук, во второй еще две (бывшая супруга Дмитрия Рыболовлева Елена и экс-совладелец «Лебедянского» Ольга Белявцева, что, конечно, значительно меньше, чем в мировом рейтинге.

Ну а возглавляют список Леонид Михельсон ($24 млрд), создавший из небольшого самарского нефтеперерабатывающего заводика огромный «Новатэк» (его успехи, конечно, в значительной степени объясняются тем, что в середине нулевых он взял в партнеры друга Путина Геннадия Тимченко (пятое место в списке, $20110 млн), после чего на предприятие посыпались всякие приятности в виде льгот по налогам и пошлинам, разрешения на экспорт газа и т.п.), но и до Тимченко успех «Новатэка» был, в общем, впечатляющим.

Леонид Михельсон. Фото: Владимир Смирнов / фотохост-агентство ТАСС

На втором месте владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, рискнувший на фоне кризиса и паники 1998 г. выкупить доли у партнеров и не прогадавший – рынок резко вырос, а сам комбинат вырос и сейчас обладает и многочисленными зарубежными активами. На третьем месте – основной акционер «Лукойла» Вагит Алекперов. Алекперов не ограничивается эксплуатацией старого Когалымского месторождения, с чего начинался Лукойл, а открыл новые месторождения в Северном Каспии, ранее считавшемся неперспективным, плюс сумевший закрепиться в нестабильном, но чрезвычайно прибыльном Ираке. На четвертом – владелец «Северстали» Алексей Мордашев. «Северсталь» сейчас также превратилась в международный холдинг.

Левые любят указывать, что списку Forbes принадлежит слишком много — суммарная капитализация нынешнего мирового списка $8.7 триллиона долларов. Но так ли это много? Годовой ВВП США составляет, например, в 2018 г. $20.5 трлн., а ВВП всего мира — $75 трлн. При этом, оценивая эти цифры, нельзя не заметить их разницы: капитализация списка Forbes разовая, то есть, грубо говоря, предполагается, что свой бизнес можно продать один раз и выручить столько-то. А мировой ВВП производится ежегодно. Так что, думается, ужасаться тут особо нечему. Конечно, «право-левое» противоречие никуда не исчезает из политики и остается в ней, как качели. Но прежде чем делить (повышать налоги и т.п.), хотелось бы предметно услышать, на что тратить.

Список Forbes и его истории, конечно, во многом красивы. Завершим наш рассказ красивой историей рейтинга 2019 г. про самую юную миллиардершу. Это некая Кайли Дженнер, которая в свои 21 год сумела разбогатеть, создав собственную косметическую линию. Пьер-Жозеф Прудон в середине XIX века, помнится, писал, что «собственность это кража». Предлагаю коммунистам подумать, кого обокрала эта девушка.