Дата
Автор
Михаил Шевелёв
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Историческую ценность довоенных казарм власти Калининграда обнаружили только во время сноса. Одно из трех зданий уже разрушено


24 июня, спустя несколько дней после начала сноса исторических артиллерийских казарм в Калининграде власти приостановили разрушение этих зданий. Одна из трех казарм уже снесена, но руководство региона только сейчас отреагировало на обращения общественников о включении построек в перечень памятников архитектуры.

В конце прошлой недели в центре Калининграда спецтехника приступила к сносу старых кирпичных немецких казарм, построенных в начале прошлого века. Они составляли единый комплекс с Фридландскими воротами, в которых находится музей истории довоенного Кенигсберга. Ворота имеют охранный статус, однако признавать памятником архитектуры окружающие их казармы местные власти долгое время отказывались. В последние годы в помещениях казарм находились магазины и склады. В соцсетях местные жители еще несколько месяцев назад писали о том, что из зданий съезжают арендаторы, и они опасаются, что скоро начнется снос.

Смотритель музея Фридландских ворот Александр Пекус рассказал «МБХ медиа», что казармы имеют ценность именно в связке с воротами. «Сами по себе — они, конечно, не очень интересны в плане архитектуры. А вот как комплекс, в связке с оборонительными объектами на проспекте Калинина — вполне работает на туризм, — утверждает Пекус. — Казармы состоят из 3 протяженных построек. В одной сейчас торговый центр «Калининский», в центральной аптека, а третью снесли».

Снос исторических зданий был остановлен только после того, как в ситуацию вмешался губернатор Калининградской области Антон Алиханов и поручил провести экспертизу на включение казарм в реестр объектов культурного наследия. «Мы поддержали обращение общественников, приступив к определению историко-культурной ценности этих исторических построек, — заявила вице-премьер правительства региона Наталья Сибирева. — Службой госохраны издан приказ, согласно которому казармы артиллерийского полка включены в перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Законодательство отводит на эту процедуру до 90 дней».

Калининградцы уверены, что заставить власти обратить внимание на ситуацию, хоть и с опозданием, удалось благодаря общественному давлению, которое оказывали градозащитники и жители города в последние дни. В соцсетях начавшийся снос вызвал массовое возмущение. «Для варваров с большой земли здесь нет никаких исторических зданий»; «Я была в шоке вчера, ехали мимо, почти все снесли и это центр города практически! Вообще сначала в таких местах должны поработать археологи, так как там под землей море ценностей, которые будут уничтожены при строительстве домов» — писали люди в местных пабликах в соцсетях.

Калининградский градозащитник Ярослав Воловик рассказал «МБХ медиа», что вопрос о необходимости включения немецких казарм в реестр памятников архитектуры поднимался и ранее. «По этим казармам мы с властями разговаривали еще какое-то время назад, — утверждает он. — Все время обещали не трогать, но, тем не менее, снос внезапно начался. Сейчас, увидев сопротивление, они спохватились. Вице-премьер Сибирева всего несколько месяцев работает на своем посту, но с ней есть контакт, и она готова слушать общественность».

По словам Воловика, казармам нужно не просто дать охранный статус, но и заняться их реставрацией. «Конечно, в таком состоянии они не выглядят, как ценные здания, — говорит он. — Там местами отваливается штукатурка, кирпич отламывается, в общем, нужна реставрация однозначно. Поэтому останавливаться на достигнутом мы не будем, а будем продолжать вести диалог».

Фото предоставлено Александром Пекусом

Александр Пекус рассказал, что это не первый случай сноса зданий, имеющих признаки объектов культурного наследия: «Так уже было с лицеем Гете, когда его так же по-быстрому снесли. С одной стороны — Калининград преподносят туристам как город с историей, а с другой — центра-то исторического у нас нет, — считает он. — Поэтому мы так болезненно реагируем, когда в городе что-то уничтожают, вместо того, чтобы подумать, как это можно использовать».

Пекус предоставил «МБХ медиа» фотографию, сделанную в апреле 1945 года, после взятия Кенигсберга советской армией. По его словам, именно казармы на заднем плане фото помогли тем, кто разбирал архивы, определить место, в котором был сделан этот кадр.