Обвиняемый по «пензенскому делу» рассказал, что после задержания на его ноутбуке появились новые файлы
Фигурант дела «террористического сообщества "Сеть"» Илья Шакурский рассказал, что после задержания на его изъятом ноутбуке появились неизвестные ему папки и файлы, сообщает «7х7».
На заседании в Приволжском окружном военном суде 23 июля с участием технического специалиста пензенского управления ФСБ Ильи Ганина осматривали ноутбук Шакурского и жесткий диск еще одного обвиняемого Армана Сагынбаева.
На заставке ноутбука Шакурского обнаружили горящую полицейскую машину — мать обвиняемого сказала, что раньше такой картинки там не было. При осмотре гаджета 20 февраля 2018 года следователь обнаружил несколько десятков файлов, отчеты, инструкции, как делать гранаты и детонаторы, более ста видео и фотографий походов.
При это в суде часть файлов, указанных в протоколе осмотра, обнаружить на ноутбуке не удалось. «Возможно, [мы] ошиблись», ― ответил Ганин. Шакурский подчеркнул, что на его ноутбке появились новые файлы и папки, а другие наоборот исчезли. «У большинства файлов и папок на моем ноутбуке даты изменений стоят летом 2018 года. У кого в это время был доступ к ноутбуку, мне непонятно», — заметил он.
Жесткий диск Армана Сагынбаева оказался неисправен, хотя все было в порядке, когда его осматривал следователь в феврале 2018 года. «Наверное, хранили ненадлежащим образом», ― сказал эксперт Ганин. Согласно протоколу, на ноутбуке фигуранта нашли файлы «Положение», «Поваренная книга анархиста», «Использование электрических таймеров для поджогов. Руководство Фронта Освобождения Земли», «Саботаж охоты на волков», а также три видео с боевыми приемами, изготовлением гранаты и коктейля Молотова.
В конце заседания обвиняемый Василий Куксов попросил передать изъятую у него технику из ФСБ в суд. «В связи с тем, что обнаружились некоторые вот такие моменты при осмотре устройств Шакурского и Сагынбаева ― с датами изменений и то, что некоторые файлы были не найдены, которые были на следствии. Там реально с ними что-то не то», — сказал он. К просьбе присоединился и Дмитрий Пчелинцев.
«Пензенское дело»
Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.
Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский, а также задержанный в Петербурге Виктор Филинков. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.
Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.
СК отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.
Обвинение в участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 УК) предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы, а за создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК) грозит от 15 до 20 лет колонии.