«Мемориал» признал политзаключенными обвиняемых по «пензенскому делу» Виктора Филинкова и Юлия Бояршинова
Правозащитный центр «Мемориал» признал политическими заключенными Юлия Бояршинова и Виктора Филинкова, обвиняемых по «пензенскому делу». Об этом сообщается на сайте организации.
Так, правозащитники настаивают на полном отсутствии общественной опасности в деятельности Бояршинова и Филинкова в сообществе, признанном следствием террористическим.
«Признания в создании такого сообщества или в участии в нем были, судя по всем известным сведениям, получены следствием с применением пыток, что с юридической точки зрения делает их недопустимым доказательством», — подчеркивает «Мемориал».
Правозащитники также отмечают, что в окончательном обвинении Филинкову и Бояршинову вменяют подготовку к действиям, которые вообще не квалифицируются по статье 205 УК.
«Политический мотив преследования петербургских антифашистов, являющегося частью непрекращающихся репрессий против анархистов и антифашистов, резко усилившихся в 2017–2018 годах, очевиден. Органы государственной власти культивируют образ анархистов, представляющих общественную опасность, причастных к терроризму и к попыткам дестабилизации общественно-политической сферы», — пишут правозащитники.
Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Зорина, Шакурского, Куксова, Пчелинцева, Чернова и Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Иванкин и Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля 2018 года стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе 2018 года в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.
Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.
Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию и получил там политическое убежища.
Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.
СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.
Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы. Один из фигурантов дела — антифашист Игорь Шишкин — уже получил 3,5 года колонии. Он полностью признал вину, подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и дал показания против других обвиняемых.