Дата
Автор
Ирина Щербакова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Семейная и государственная память. Как меняется исторический нарратив у школьников


С 1999 года общество «Мемориал» проводит конкурс для школьников «Человек в истории. Россия XX век». Мы не имели возможности глубоко проанализировать 40 тысяч исследований, которые составляют архив конкурса, но видим определенные тенденции в течение этих 20 лет. Весьма интересно, как реагируют школьники на меняющуюся «политику памяти», на развитие коллективной и культурной памяти.

Финал первого конкурса проходил в 2000 году. Этот год отделил одно столетие от другого и превратил ХХ век, в котором прошла жизнь бабушек, дедушек, родителей тогдашних подростков, в век минувший. Многое из того, что было само собой разумеющимся для людей старших поколений, бралось из воздуха, устной традиции, из исторического контекста, в котором еще звучала живая память о событиях 1930–1950-х годов. Это стало для тогдашних школьников далеким прошлым – они уже ничего не помнили из доперестроечной жизни.

Та эпоха была еще докомпьютерной: провинция только начинала пользоваться интернетом. Взгляды на прошлое формировались в большой мере благодаря появившимся новым школьным учебникам, и учитель мог выбирать те из них, которые казались ему наиболее удачными. Это был огромный сдвиг по сравнению с советской школой, где выбор был невозможен.

Перестроечный нарратив и фигура свидетеля

Определенную роль играло телевидение, продолжавшее начатое в перестройку открытие «белых пятен» истории. Еще не угас интерес к публикациям прежде запрещенной литературы, которая стала доступной с конца 1980-х и частично вошла в школьную программу. Образ советского прошлого тогда формировался под влиянием прочитанного – об этом свидетельствовали цитаты и эпиграфы из Солженицына и Шаламова, Ахматовой и Мандельштама, появлявшиеся во многих работах школьников. В работах, приходивших на первые конкурсы (почти до 2005 года), чувствовалось, что за прошедшие с начала перестройки годы в головах у школьников сложился поверхностный, но все же определенный нарратив, рассказ о прошлом. Конечно, это не была глубокая и связная картина, но можно было увидеть общий вектор.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.