Дата
Автор
Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Уголовных дел по бизнес-статьям стало на треть больше — Борис Титов

Заклинания власти о том, что пора перестать «кошмарить» бизнес, и о том, что бизнес не должен ходить под статьей, не выполняются даже формально, пишут «Ведомости». Количество уголовных дел, открытых по экономическим статьям, за прошлый год выросло на треть, дошедших до суда — почти не изменилось. Это означает, что следствие только усилило давление на бизнес.

АГН "Москва"

Что произошло

Аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова свел данные СКР, МВД и ФСБ за 2019 год по применению «бизнес-статей» УК. Оказалось, что по ним зарегистрировано 317 627 преступлений — на 37% больше, чем годом ранее.

  • 80% дел возбуждено по статьям 159–159.6 УК, которые позволяют правоохранителям квалифицировать любое неисполнение договорных обязательств как мошенничество.
  • Число дел, переданных в суд, при этом почти не изменилось: 66 336 в 2018 году, 68 828 — в 2019 году.
  • Большая разница в количестве возбужденных и дошедших до суда дел объясняется резким ростом количества дел, находившихся в производстве: на 13% по статье 159, на 62% по статьям 159.1–159.6. По многим таким делам расследование приостановлено.

Сам Титов, признавая некоторое «потепление» в виде нескольких мягких и оправдательных приговоров по громким делам, констатирует, что «зависших» дел, по которым расследование не ведется, а окончательное процессуальное решение не принято, становится все больше.

Читайте также Путин решил смягчить опасные для бизнеса уголовные статьи

Об этом говорят

Цифры, приводимые Титовым, не раз критиковали. По данным Института проблем правоприменения, реально дел против предпринимателей порядка 5–15 тысяч в год. Цифра в 200 тысяч, а в этом году и в 300 тысяч дел, которую приводит Титов, — число зарегистрированных преступлений, и далеко не по каждому из них будет установлен обвиняемый. Также нельзя определить, какая доля из 60 тысяч дел, переданных в суд, реально касается бизнесменов.

В статистике может быть перекос, но он не влияет на общую картину, пишут «Ведомости». Дела о мошенничестве стали возбуждать не только против бизнесменов, объясняет источник издания в МВД: как раз в прошлом году заработала статья 159.3 (мошенничество с использованием электронных средств платежа) против похитителей банковских карт.

Что это значит

Рост приостановленных дел означает, что следствие ждет, чтобы бизнесмен сам искал к нему подход и договаривался до суда, предполагает главный редактор журнала «Уголовный процесс» Ислам Рамазанов. «А дальше бизнес, например, может возместить ущерб или договориться за взятку», — говорит он. По его оценке, СКР сейчас больше нацелен именно на компенсацию ущерба.

Адвокат Владимир Жеребенков говорит, что рост дел против бизнесменов обусловлен двумя факторами: коррупцией и заботой о показателях. Противопоставить этому практически нечего — процесс возбуждения уголовных дел не контролирует даже прокуратура.

Депутат Госдумы Рафаэль Марданшин видит в происходящем саботаж указаний президента. Он же сетует, что бизнес «по какой-то причине» не пользуется новой 299-й статьей УК, которая грозит недобросовестным правоохранителям лишением свободы на срок до 10 лет за незаконное преследование бизнеса, если в результате он пострадал или был закрыт.

Почему это важно

Ситуация с уголовным преследованием бизнеса — как и ранее с амнистийными декларациями — показывает, что даже самых решительных заявлений власти недостаточно для реальных изменений: система всегда найдет обходной путь. О том, что «добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей», президент Путин сказал ровно год назад. А накануне обвинение по 159-й статье предъявили Всеволоду Опанасенко — гендиректору компании «Т-Платформы», некогда ведущего производителя суперкомпьютеров в России.