Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ЕСПЧ присудил 80 тысяч евро отцу жителя Ингушетии, которого убили во время спецоперации

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил 80 тысяч евро в качестве моральной компенсации Хасану Цороеву. Его сына Беслана в 2009 году убили силовики во время спецоперации, сообщает пресс-служба «Мемориала».

Суд признал Россию ответственной за убийство Цороева-младшего. Было установлено нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Утром 7 декабря 2009 года вооруженные люди окружили дом Хасана Цороева в Ингушетии. Через громкоговоритель они приказали жильцам выйти. Хасан, его жена Ашат и сын Беслан подчинились. На улице было около 200 вооруженных человек в камуфляже и масках, они оцепили квартал. Силовики проверили паспорта Цороевых, усадили Хасана и Ашат в машину, стали спрашивать, чем занимаются они и их сыновья. Беслан остался во дворе.

Хасан позвонил родственнику Ахмеду Дзейтову, который тогда возглавлял Сунженский РОВД. Тот сообщил, что спецоперацию проводят сотрудники ФСБ. Позже Дзейтов и другие родственники приехали к месту событий, но их не пустили.

Спустя 40 минут Цороевым разрешили выйти из машины, но не пускали в дом, где оставались силовики. Соседи рассказали Хасану, что в его сына стреляли. Тело Беслана нашли в доме, там были сотрудники милиции.

Милиционеры пересказали Дзейтову то, что узнали от сотрудников ФСБ: якобы во время обыска Беслана попросили поднять сидение дивана и показать, что там лежит. В этот момент он выхватил оттуда автомат и выстрелил в направлении силовиков — после этого его застрелили.

Цороеву отказали в возбуждении дел по фактам убийства сына и незаконного обыска. Он неоднократно жаловался в прокуратуру на отсутствие эффективного расследования, но его жалобы отклоняли. В ЕСПЧ мужчина обратился в 2011 году.

«В сегодняшнем постановлении ЕСПЧ указал, что доследственной проверки по убийству Цороева было явно недостаточно. Практика ЕСПЧ в этой области заключается в следующем. Если власти не отрицают, что человек был убит во время спецоперации, то они обязаны доказать, что убийство было необходимым и единственно возможным выходом для защиты жизни сотрудников силовых структур. Но власти этого не сделали. Они даже не привели достаточных доказательств того, что Беслан действительно стрелял в сотрудников ФСБ», — прокомментировала юрист ПЦ «Мемориал» Татьяна Черникова.

В Европейский суд по правам человека истец обращается, если считает, что его права были нарушены, а добиться справедливости в своей стране не удается. С 1998 по 2018 год Европейский суд по правам человека взыскал с России почти два миллиарда евро компенсаций. Какую часть Россия заплатила, не уточняется.