«Энергия» усомнилась в перспективах «Морского старта» без госзаказа
Из-за американских санкций космодром «Морской старт» не может эксплуатироваться коммерчески, его владельцу придется ориентироваться только на внутренние потребности России. Об этом написал врио гендиректора «Энергии» Игоря Озара замгендиректора «Роскосмоса» Сергею Савельеву.

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на email-рассылку The Bell!
«Энергия» владела космодромом с 2010 по 2018 год, напоминает РБК, затем его выкупила авиакомпания S7. Но текущий собственник проект заморозил, а недавно ТАСС со ссылкой на источники сообщил о возможной покупке космодрома госкорпорацией «Росатом» — компании вели переговоры. Как сообщало РИА «Новости» со ссылкой на свои источники, «Росатом» оценил «Морской старт» в 11 млрд рублей — больше, чем при его покупке группой S7.
С 2023 года любое сотрудничество иностранных собственников с владельцем «Морского старта» невозможно: дело в санкциях минобороны США против проектов, «создающих неприемлемый риск кибербезопасности». Под определение, что именно может создать такой риск, попадают практически все компании, которые зарегистрированы в России или выводят спутники на российских носителях, пишет Озар.
Глава «Энергии» объяснил в письме, что главным вопросом для космодрома сейчас является объем заказов и возможность реализации коммерческого космического проекта. Без «якорного госзаказчика» обеспечить существование «Морского старта» невозможно, заключил он. По его словам, необходимо создать единую координацию запусков ракет так, чтобы хотя бы два-три пуска приходились на этот космодром. В противном случае «коммерческая эксплуатация комплекса нецелесообразна», подчеркнул он.
Озар предложил использовать «Морской старт» для запусков РН «Протон» и непилотируемых пусков РН «Союз-5» и «Ангара-А5». Но «Союз-5» еще не создан, а «Ангара-А5» только проходит летно-конструкторские испытания.
Проблемы с иностранными заказчиками у космодрома были и до введения американских санкций. С 2010 по 2014 год космодром выполнял старые обязательства, новых контрактов не было. Источник РБК, работавший тогда над проектом, называл отсутствие заказов «провалом менеджмента» — управляющие неудовлетворительно вели переговоры с иностранными заказчиками. Другой проблемой, которые называли источники, стало то, что «Роскосмос» никогда не считал плавучий космодром «своим».
Об истории проекта и провале космического рывка S7 The Bell писал здесь.