«Кому-то понравился дом»
Тридцать человек в масках захватили офис Общественной наблюдательной комиссии в Москве

В четверг неизвестные захватили офис московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), расположенный в центре Москвы. О рейдерском захвате также заявила генеральный директор компании, находящейся в том же здании. Несмотря на неоднократные обращения в полицию, правозащитники до сих пор не могут попасть в свой офис. Корреспондент «Новой» разобралась, что происходит.
О захвате здания члены ОНК узнали накануне вечером. Как рассказал «Новой» ответственный секретарь комиссии Алексей Мельников, пятого августа в районе семи часов он и другие члены комиссии приехали в офис, чтобы забрать корреспонденцию. Им это сделать не удалось — вход на территорию был перекрыт белой машиной с затемненными стеклами, без номеров. Вокруг автомобиля ходили люди «крепкого телосложения», в медицинских масках, из-за чего их было невозможно опознать.
Всего за весь вечер, по словам Мельникова, снаружи здания и внутри него они насчитали около тридцати неизвестных им человек.
— При нас они представились полиции как волонтеры, сказав, что у них есть договор аренды. При этом нам никакие документы не были представлены, хотя мы показали договор аренды со стороны ОНК и правоустанавливающие документы со стороны собственника. Возможно, сотрудники полиции поверили им на слово.
Офис ОНК в Москве находится недалеко от станции метро «Трубная», в Крапивинском переулке, в бывшем особняке Ф.Я. Гасса и И.Н. Иванова девятнадцатого века. Согласно порталу Rusprofile, по данному адресу также расположено ООО «Транскапитал», а в соседнем строении находится ООО «Капитель». Управляющая и генеральный директор компаний Надежда Рожкова подтвердила «Новой газете», что произошел «рейдерский захват».
По ее словам, всей территорией владеют эти две компании, и никаких арендаторов, кроме ОНК больше не было.
— Неизвестные говорят, что якобы у человека, пославшего их в здание, есть договор аренды с бывшим генеральным директором. Это тоже является ложью, потому что бывший генеральный директор написал заявление, что он никогда не подписывал никаких договоров аренды, — объясняет женщина.
За вчерашний вечер на место происшествия полицию вызывали три раза. Сотрудники приезжали дважды, но, по словам Рожковой, на происходящее «никак не отреагировали, развели руками и сказали ждать суда». Как добавляет Мельников, было очень подозрительно, что полиция была на стороне «противоборствующей группы». К примеру, даже не захотела обращать внимание на то, что машина, перекрывшая вход на территорию, стоит без номера, и не попытались установить личности неизвестных.

— Был интересный момент, мы спросили у сотрудников, знают ли они, кто эти люди, которые нас не пускают? Они сказали, что знают, но нам — арендаторам и собственнику помещения — ничего не скажут, — также писал Мельников на своей странице в фейсбуке.
Общественная наблюдательная комиссия — правозащитная организация, которая занимается обеспечением прав заключенных в местах принудительного содержания: в отделах полиции, СИЗО, спецприемниках, исправительных колониях и тюрьмах. Несмотря на возможные конфликты с правоохранительными органами, Алексей Мельников не думает, что в происходящем есть политическая подоплека.
Кто стоит за захватом зданий, пока неизвестно.
— Я думаю, что просто появилась группа людей, которым понравилось здание в пределах Бульварного кольца. Они захотели им завладеть, а то, что там оказалось ОНК, — случайность, — утверждает ответственный секретарь комиссии.
В ОНК пока еще не определились с планом дальнейших действий. При этом в здание членов комиссии до сих пор не пускают. Надежда Рожкова настроена идти до конца.
— Мы будем обращаться в органы. Мы закон не нарушали и нарушать не собираемся. Будем писать письма в прокуратуру, полицию, в следственный комитет, чтобы они помогли нам разобраться с ситуацией, — заявила женщина.