Священномученик Сергий Стрельников

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.
«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.
Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).
Сергей Стрельников — сын диакона села Шулка Вятской губернии. 14 июня 1911 года 24-летний Сергей Стрельников окончил Вятскую духовную семинарию, а 12 января 1912 года был определен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, 1 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу в том же уезде.
Рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года — во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда.
7 января 1916 года по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.
На протяжении своего служения в дореволюционное время отец Сергий занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище (1912-1915 гг.), Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище (1916-1917 гг.). С декабря 1912 года состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии.
В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить.
В 1933 году был возведен в сан протоиерея за ревностное служение Церкви Божией.
В 1936 году церковь в Оршанке все-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка продолжал исполнять свой пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в январе 1937 года благословил сбор подписей за открытие храма.
Сельчане вспоминали отца Сергия как человека сострадательного, трудолюбивого и отзывчивого. В самых обычных житейских делах он был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, отец Сергий предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей церкви того времени. По воспоминаниям очевидцев, батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству и просил данный вопрос не поднимать.
26 июля 1937 года он был арестован по обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации и заключен под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского отдела милиции с последующим направлением в Йошкар-Олинскую тюрьму. В ходе следствия батюшка был допрошен дважды 29 июля 1937 года и виновным себя не признал. 8 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорен к расстрелу.
Расстрелян в день приговора, 8 августа 1937 года, в 15 часов. Погребен в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.