Китайский глобальный проект и чувашские локальные последствия
Часть I. Новый Шелковый путь - глобальный контекст
В 2012 году в Китае возникла идея открыть коммерческие коридоры для торговли с Западом, предположив, что "коридоры" могли бы стать "тремя новыми Шелковыми путями". Один путь ведет в Юго-Восточную Азию, второй — в Южную Азию и третий — в Среднюю Азию. Уже в сентябре 2013 года инициатива нашла отражение в государственной политике Китая. Так, председатель КНР Си Цзиньпин презентовал сопредельным государствам проект под названием "Один пояс и один путь", который также известен как “Новый Шелковый путь” (НШП).
Проект был инициирован для того, чтобы в ближайшие 10 лет увеличить годовой оборот торговли страны с государствами, находящимися вдоль и по "пути" на $2,5 триллиона. Его еще называют "Глобальной экономической стратегией". Он включает в себя две главные составляющие:
- Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП). Он проходит по суше по Евразии.
- Шелковый морской путь 21 века (ШМП 21 в.), который проходит по водным территориям, объединяя страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
Синьцзян-Уйгурский автономный район является ключевым регионом в проекте. Города Урумчи и Кашгар входят в планируемый экономический пояс НШП. Исследователи указывают на то, что преследование уйгур и представителей других коренных народов Синьцзяна связано именно с тем, что регион представляет исключительную важность для реализации данного экономического проекта.
Как отмечают активисты, Китай планомерно ведет политику насильственной ассимиляции в регионе. Власти замещают уйгурский китайским языком, уничтожают мечети, используют систему распознавания лиц для слежки за жителями, закрывают уйгурские рестораны из-за того, что в них происходит популяризация уйгурской культуры. Кроме того, как информируют исследования, подвергают стерилизации представительниц коренных народов региона.
Межпарламентский альянс по Китаю, в который входят законодатели из Северной Америки, Европы и Австралии, заявлял, что будет настаивать на проведении расследования ООН, чтобы установить, "имели ли место [в Синьцзяне] преступления против человечности или геноцид".
"Idel.Реалии" писали о том, что в Китае созданы лагеря по перевоспитанию мусульман. По оценкам Госдепартамента США, за последние несколько лет через систему содержания под стражей могли пройти до 2-х миллионов человек.
Официальный Пекин отрицает все обвинения.
"Один пояс и один путь" — это современная сеть портов, автомобильных и железных дорог, трубопроводов через Европу, Африку и Азию, которые соединяют разные точки мира с Китаем в обход морского пути через Суэцкий канал. КНР через эту инициативу будет импортировать сырье и энергоресурсы и экспортировать китайские товары.
Казань, Москва и Иркутск входят в планируемый экономический пояс НШП. В рамках проекта создается автомагистраль, пролегающая, в том числе через регионы Приволжского федерального округа.
Специально для финансирования проектов НШП Пекин учредил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) с капиталом в около 100 млрд долларов и с участием 77 государств.
Пакистан — один из однозначных партнеров проекта НШП, в создание китайско-пакистанского экономического коридора, по данным телеканала Deutsche Welle, планируется вложить более 50 млрд долларов. Это тревожит Индию, которая высказалась против такого развития событий, в частности, из-за того, что путь пролегает через спорный регион Кашмир. К НШП скептически относятся также США и Япония.
Сегодня львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется по морскому пути через Суэцкий канал. Протяженность такого маршрута составляет примерно 24 тыс. км, доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль будет обеспечивать высокий уровень безопасности и позволит сократить время в пути как минимум до десяти суток.
Для понимания масштабов проекта необходимо озвучить некоторые цифры. Они приводятся в публикациях Европейского совета по внешним отношениям. Совокупная доля в мировой экономике стран, которые потенциально могут стать участниками китайского проекта составляет 55% от мирового ВВП, с охватом 70% населения Земли и 75% известных источников энергоресурсов.
Ряд экспертов обращает внимание на то, что многие детали проекта неизвестны широкой общественности. Но в информационном пространстве появлялись сообщения о том, что еще в 2013 году Китай активно искал партнеров и заключил соглашения с Россией, Казахстаном и Беларусью.
Для аудитории "Idel.Реалии" наибольший интерес представляет Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), так как именно он проходит по России, в том числе по Поволжью и Уралу.
ЭПШП — свободная и все еще изменяющаяся модель международного экономического сотрудничества, которая может привести к развитию и интеграции в Евразии и повлиять на смягчение угроз безопасности. Именно так его позиционируют авторы проекта. Между тем эффективность и жизнеспособность проекта все еще предстоит оценить.
Китайский бизнес намерен создавать инфраструктуру по этому по ЭПШП. В начале 2019 года заместитель директора компании "Сычуань-Чувашия" господин Чжан Лан рассказал "Idel.Реалии" о планах компании в Чувашии, Татарстане и Нижегородской области. Он заверил, что их проект поддерживают на самом высоком правительственном уровне в РФ.
Часть II. Чувашия. Локальный контекст
У китайских инвесторов с самого начала бизнес в Чувашии не пошел. Как отмечают активисты из Чувашии, принципиальное соглашение о реализации проекта достигнуто между Москвой и Пекином, а местное население не стали спрашивать. Власти Чувашии занимались в основном реализацией поручений из Москвы.
Моргаушский район
Цивильский район
Порецкий район
Чебоксарский район
Шумерлинский район
Предвыборные зигзаги врио главы Чувашии Олега Николаева
Реализация в Чувашии китайского и инвестиционного проекта "Сычуань-Чувашия" прописана в новой программе социально-экономического развития республики. Проект программы был представлен на заседании Высшего экономического совета, созданного по инициативе врио главы Чувашии Олега Николаева.
В апреле 2020 года во время совещания с представителями китайской компании врио главы Чувашии Олег Николаев заявил о продолжении реализации в республике проекта китайских инвесторов ООО "Сычуань-Чувашия".
13 сентября 2020 года в Чувашии пройдут выборы главы региона. Перед выборами кандидат на должность главы резко сменил тон. В своем информационном бюллетене Олег Николаев сообщил, что он "остановил не продуманную реализацию совместного российско-китайского проекта "Сычуань-Чувашия", вызвавшего социальные конфликты в нескольких районах республики".
В конце августа государственные СМИ поспешили сообщить, что лицензию на строительство молочно-товарной фермы в Шумерлинском районе в рамках проекта "Сычуань-Чувашия" отозвали.
Тогда руководитель Фонда развития промышленности Александр Спиридонов отметил, что китайская сторона не выполняет свои обязательства. Он добавил также, что стройка велась на незаконных основаниях — разрешение на строительство было выдано только на само сооружение, когда необходимо на весь комплекс. Также отсутствует проектно-сметная документация по молочно-товарной ферме и молочному заводу.
Как отмечается, Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности Чувашии проводит собственное расследование.
Между тем в “Сычуань-Чувашия” заверили “Idel.Реалии”, что никакой лицензии власти не отозвали, хотя бы потому что ее просто не было.
Ранее незарегистрированный кандидат на должность главы Чувашии Андрей Ильдеменов объяснил зигзаги в позиции Олега Николаева в вопросе китайских инвестиций.
"Николаев давал интервью журналистам, [отвечая] на конкретный вопрос: "Что вы будете делать с китайскими инвесторами?" У него был дан ответ как у врио, который полностью лоялен федеральному центру, что это распоряжение Москвы, что я здесь ничего не могу поделать. Это вот сейчас в рамках предвыборной кампании он делает какие-то движения — печатает там какие-то листовки о том, что он остановил китайцев, но это предвыборный фарс, на самом деле", — пояснил он.