Дата
Автор
Gorky Media
Источник
Сохранённая копия
Original Material

5 книг о том, как устроена культурная история отравлений — «Горький»

Тему ядов и отравлений обожает бульварная пресса. Если невозможно утверждать, что отравлен кто-то из наших современников, она старается доказать, что был отравлен исторический персонаж. Например, в последние годы вышло аж несколько телепередач о том, что Александра Невского свели в могилу ядом. Нас, историков и токсикологов, замучили вопросами: «Могли отравить?» Да, могли. «А повод был?» Конечно, был. «А возможность была?» Да, была. И всё — журналисты делают вывод: князя отравили. Доказать это никак нельзя, а поскольку Александр Невский канонизирован, судебную экспертизу провести невозможно — работать с мощами никто не даст.

Художественная литература также невероятно богата на яды — как европейская, так и отечественная. В отличие от желтой прессы, к писателям вопросов нет: они имеют полное право конструировать любые отравления — даже самые фантастические. Например, в «Гамлете» яд заливают спящему в ухо. Врачи спорят, что же должно быть с барабанной перепонкой, если яд проник и подействовал, а человек в это время мирно спал и ничего не почувствовал. Вероятность того, что это может случиться, конечно, стремится к нулю. Но порой писатели педантичны к деталям: например, если у Агаты Кристи кого-нибудь травят, то по всем правилам. «Граф Монте-Кристо» и вовсе учебник по теме — тут и про яды, и про симптомы, и про историю отравлений.

Конечно, и желтая пресса, и писатели эксплуатируют фундаментальный страх людей перед ядами. Яды сопровождают всю историю человечества, и вопрос этот существенно шире, чем история намеренных отравлений. По существу, это разговор на тему «химия и жизнь». Он касается того, как осваивались незнакомая пища, незнакомые вещества, как развивались производство и промышленность.

Во все времена, во всех культурах страх быть отравленным был очень высок. До XX века, т. е. до момента освоения рентгеновского излучения, медицина живет в «эпохе непрозрачного тела» — люди не вполне понимали, что у них внутри. Вскрытия, конечно, проводились — еще в Средневековье, — однако далеко не всегда врачи знали, «куда» смотреть. Поэтому, например, при королевских дворах эпохи Возрождения внезапная гибель всегда считалась отравлением, если не доказано обратное. При дворе любого приличного монарха существовали специальные люди, которые пробовали пищу. Другое дело, что пищей все не ограничивалось. Так, например, жилища красили свинцовыми белилами — и потом в этих стенах умирали. Современные врачи разводят руками: чего же вы хотели, свинцовое отравление! Но люди этого не знали. Поэтому непреднамеренные, случайные отравления — это тоже огромный исторический пласт.

Для подборки я выбрала пять научно-популярных книг, которые лично мне кажутся интересными. Они относятся не столько к академической литературе, сколько к «серьезной журналистике».