5 книг о том, как работает оккультное мышление (на примерах) — «Горький»
Начнем с классики. Одна из главных книг революционера западной магии, один из лучших образцов оккультного мышления в его наиболее концентрированном виде.
Книга состоит из 93 глав, каждая примерно с одну страницу. Среди них есть притчи в духе дзенских коанов, стихотворения разной степени шуточности, философские рассуждения, логические парадоксы, анекдоты, каламбуры, литературные игры, цитаты и реминисценции, описания магических ритуалов и черт знает что еще. Некоторые состоят из одного только слова, имени, а то и вовсе знаков пунктуации.
И это мозаичное наполнение все время то ли лжет, то ли передает скрытые послания, отражаясь, противореча и подтверждая само себя. Любое слово может иметь скрытое каббалистическое значение. Или казаться его имеющим, а на поверку отсылать к похабному жаргону (знаменитый Kefaln 69) — а там и третье, и четвертое дно, и пока терпения хватит.
Даже дата создания книги остается под вопросом — и некоторые исследователи считают, что Кроули намеренно солгал и здесь, проявив свое характерное и довольно изуверское чувство юмора. Это уж не говоря о постоянных «выходах на метауровень», начиная с комментария на титульнике: «В выходных данных не содержится никаких шуток и скрытых смыслов». В 1921 году автор снабдил свое творение подробными комментариями — надо ли говорить, что легче от этого не стало.
По словам Кроули, «Книга Лжей» «рекомендована даже новичкам, поскольку в высшей степени заставляет думать» — и, надо сказать, «входной порог» тут весьма высокий. Но если проявить должное упорство, то с какого-то момента блуждание по этому лабиринту начинает напоминать не то изощренный конспирологический триллер, где за легендой любого агента скрывается еще одна, а за слоем дезинформации — еще парочка ловушек, не то упражнение в симуляции бредовых расстройств. Есть, впрочем, обоснованное предположение, что в качестве практики овладения оккультными состояниями ума эта книга и была написана.
Во всяком случае, «Книга Лжей», подзаголовок которой звучит не иначе как «ОБРЫВЫ: заблуждения или искажения единой мысли Брата Perdurabo, каковая и сама по себе неверна», вполне может считаться и одним из первых (если не первым) в истории литературы полноценным постмодернистским произведением. Или притворяющимся таковым.