Дата
Автор
Gorky Media
Источник
Сохранённая копия
Original Material

5 книг о том, как и почему Карл Шмитт стал важен для левой мысли — «Горький»

Когда заходят дискуссии о политическом философе Карле Шмитте, сложно избежать расхожего клейма «коронованный юрист Третьего рейха». Тем не менее интеллектуальная биография этого автора намного глубже и не помещается в рамки идеологических интерпретаций.

Принято считать, что Карл Шмитт — это правый теоретик, реакционер, этатист, представитель движения Консервативной революции. Но как бы странно это ни звучало, Шмитт обрел популярность в 1990–2000-е благодаря попыткам левых интеллектуалов реинтерпретировать его критику либерализма. Большую роль в этом, безусловно, сыграл кризис левой мысли в конце 1980–1990-x годов. Мир стремительно менялся, а вместе с ним обязан был меняться язык описания происходящего.

Готовность левых принять на вооружение политический каркас шмиттовских идей для критики современности обусловили два события. Первое — это распад СССР как точка отсчета для безальтернативной глобализации и возникновения монополярного мира, во главе которого стоят США. Второе — интервенция в Косово, открывшая серию «гуманитарных» вторжений США под эгидой НАТО или ООН в другие страны. «Левые шмиттеанцы» понимали происходящее как политический вызов, на который можно ответить, обратившись к политической теории Шмитта. Универсализация и одновременно дифференциация мировой экономики, приводящая к разрушению суверенных центров (в первую очередь стран третьего мира, которые из-за своего слабого экономического потенциала рискуют стать объектом экономических интервенций сильных политических игроков), создавала новую классовую проблему. Осознавая свое слабое экономическое положение в мире открытых границ, региональные сообщества стали выступать против транснациональных компаний и других игроков глобального рынка. Такое видение современных условий неравенства было впервые сформулировано на страницах известного журнала Telos, идеологически восходящего к Франкфуртской школе. Рост интереса к шмиттовским идеям среди авторов этого журнала привел к интересным и необычным интерпретациям Шмитта как радикального демократа, плюралиста, сторонника власти сильного гражданского общества и защитника стран третьего мира.

Я расскажу о работах, каждая из которых по-своему отвечает на вопрос, почему Шмитт так важен для современной левой мысли. Теоретики, которых я выбрал, не называют себя левыми шмиттеанцами, но в академическом мире к этой условной группе принято относить несколько человек. Трое из них представлены в подборке — это Славой Жижек, Андреас Каливас и Шанталь Муфф. Антонио Негри не вполне соотносится с левым шмиттеанством, но также важен для нашей темы: он ставит абсолютно те же вопросы о политике Модерна, что и Шмитт, их выводы друг другу созвучны. Последняя книга представляет специфический кейс, демонстрирующий востребованность идей Шмитта для «альтернативных» левых движений в Южной Америке.

К сожалению, русскоязычные издания в подборку не вошли по той простой причине, что их нет: переводы работ по теме пока не изданы, а оригинальные исследования публикуются в форме статей.