Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Склонность россиян к накоплениям вернулась к минимуму 2017 года

Россияне все хуже оценивают свою финансовую ситуацию: согласно опросу «Левада-центра», с начала года доля граждан, которые считают, что сейчас не лучшее время для сбережений, выросла с 35% до 40%.

Около 40% опрошенных сочли, что сейчас «скорее плохое» время, чтобы откладывать средства. Это максимум с 2017 года. Но даже во время пандемии пессимизм россиян заметно ниже, чем в 2016 году после кризиса — тогда почти половина россиян считали время для сбережений плохим. Около 15% россиян считают, что время для накоплений «скорее хорошее».

Уверенность, что в будущем будут большие возможности для сбережений, также несколько снизилась. Если в январе 2020 года меньше 30% респондентов отвечали, что в ближайший год они смогут делать меньше накоплений, то к октябрю 2020 года (опрос был проведен 22–28 октября 2020 года) их доля выросла до 34%. Снизилось число и тех, кто планирует откладывать столько же денег, как и раньше: с 50% в январе 2020 года до 42% в октябре. В то, что в ближайшем будущем они смогут откладывать больше денег, верят только 12% опрошенных (в январе — 13%).

Среди тех россиян, кто ответил, что будет иметь меньше возможностей для сбережений в течение года, большинство (39%) сказали, что им «едва хватает на еду», еще 36% «хватает на одежду», а 28% могут себе позволить дорогие товары.

Также «Левада» спросил у респондентов, какую долю от зарплаты членов их семьи составляют накопления. С начала года выросло количество россиян, у которых размер накоплений не превышает одного месячного дохода семьи (с 42% до 47%). Доля тех, у кого накопления составляют несколько зарплат, снизилась с 48% до 41%.

Сильнее всего снизился размер сбережений у малоимущих семей — тех, кто ответил, что дохода им едва хватает на питание. С начала года доля в этой группе, у кого сбережения составляют лишь месячную зарплату, выросло с 50% до 54%. Почти вдвое увеличилось количество людей, которые затруднились ответить на этот вопрос. Как пишет «Левада-центр», «это говорит об остроте темы и, возможно, нежелании заявлять об отсутствии сбережений или их небольшом размере».