«Пандемия «обелила» бизнес, переведя его в онлайн, и многие компании этого не выдержали» — член генсовета «Деловой России»

Понятно, что тема пандемии сейчас достаточно популярная, но заявление госпожи Москальковой популистское, это неправда. У нас в стране компаний малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей насчитывается порядка 5 млн — из ее слов получается, что у нас весь микро, малый и средний бизнес обанкротился. Это не так.
Исходя из наших текущих заключений, таких компаний максимум пятьсот тысяч. Понятно, что это немалое количество компаний. Большая часть предприятий все равно продолжает свое существование: ушли в онлайн, в доставку, переориентировали свои направления — закрывшись в одном, открываются в другом. В любом случае жизнь продолжается и население продолжает потреблять.
Если брать уровень доставки, то недавнее исследование показало, что 40% опрошенных хотят быть курьерами, этот сегмент активно сейчас растет, даже пожилые люди в возрасте 60+ стали активно пользоваться доставкой продуктов. Это открыло большой рынок для компаний малого и среднего бизнеса, многие из которых перешли в сервис курьерских услуг.
Так что такой серьезной угрозы, как говорит Москалькова, нет. Есть другая угроза: большая часть бизнеса находится в серой зоне, и переходя в белую зону, они погибают. Отчасти это происходит из-за пандемии, потому что она привела к тому, что уменьшилось количество неучтенных операций, все перешло в онлайн. Возросло количество накладных расходов на транзакциях, произошло достаточно серьезное «обеление», и многие компании этого не выдержали.