Дата
Автор
Gorky Media
Источник
Сохранённая копия
Original Material

5 книг о том, как писатели представляют себе овраги — «Горький»

Овраг — одна из моих любимых форм рельефа. Мы в Тюмени — да и вообще в большей части России — живем на равнинах, и у меня душа поет, когда я вижу холмы, овраги и вообще какой-то ландшафт, отличный от ровного. В этом смысле мне всегда везло — в Метелево, недалеко от того места, где я живу, были дачи летчиков (сейчас там садовое товарищество «Ривьера»), и там же находился совершенно волшебный овраг, полный самыми разными травами, многие из которых были редкими и входили в Красную книгу — сейчас-то любители природы все оттуда уже повыдергали.

И в свете всего этого я заинтересовался темой оврагов и решил исследовать, как образ оврагов возникал в стихотворениях разных поэтов. Я проанализировал более пяти сотен разных стихотворений и, как мне показалось, увидел те смыслы, к которым обращались поэты, когда упоминали овраги. Если попытаться их как-то типологизировать, то выйдет довольно простая картина: во-первых, это овраг как уютный дом или как комфортное место пребывания. Во-вторых, овраг как некое таинственное, хтоническое в изначальном смысле этого слова место, где можно вступить в контакт с сущностями из иных миров или измерений. Ну и в-третьих, мотив, который проявился уже после революции: овраг как место расстрела, гибели, трагедии. Проанализировав стихи, я обратился к прозе и понял, что и там эти мотивы проявлены схожим образом.

Впервые лекцию об оврагах в литературе я прочитал на независимом фестивале «Ключ» в Тюмени — этот фестиваль как раз проходит на дне оврага, который находится, по сути, в самом центре города. То есть мы делаем буквально несколько шагов из шумного центра и попадаем на природу, где заросли и деревья, где вообще нетипичный для Сибири пейзаж. Раньше овраги в Тюмени были местами замусоренными, мрачными, совершенно сатанинскими, но теперь их немного расчистили, и, пока они не отняты у нас под какую-нибудь застройку, есть возможность там собираться.

Думаю, что этот образ распространен не только в русской, но и в мировой литературе — наверное, знатоки могут привести много примеров такого рода. Когда я обратился к читателям на Фейсбуке, огромное количество людей припомнило Рэя Брэдбери и «Вино из одуванчиков», хотя я думаю, что этих произведений намного больше. Но, как бы там ни было, большинство книг в этом обзоре написаны русскоязычными авторами.