«Бомбардировщик еще не воевал, но уже убил людей». Вадим Лукашевич о катастрофе Ту-22М3, к которой привело кресло

Это экстраординарная ситуация, когда система катапультирования при исправном самолете убила трех членов экипажа. Катапультирование — это последняя надежда на спасение, поэтому само кресло всегда автономно. У него собственная система энергоснабжения и все остальное тоже собственное. У самолета может отказать что угодно — электросистема, гидросистема, пневмосистема, радиосистема, именно поэтому катапультное кресло полностью автономно и имеет высочайшую надежность. Это последнее средство спасения летчика в ситуации, когда другого спасения уже нет. Тут же случилось все наоборот. Я не припомню случаев, чтобы система катапультирования убила весь экипаж самолета.
Средствами спасения и системами жизнеобеспечения занимается МПП «Звезда» — оно делает катапультные кресла, кислородное оборудование и скафандры, причем как для авиации, так и для космонавтики. Они изобрели лучшие в мире кресла К-36ДМ. Они стоят на всех «сушках», их модификация была на «Буране». На большинстве наших боевых самолётов стоят катапультные кресла К-36ДМ класса «0-0», обеспечивающие благополучное катапультирование на нулевой высоте при нулевой скорости.
Ту-22М3 является чуть ли не единственным самолётом, на котором установлены катапультируемые кресла КТ-1М, не обеспечивающие спасение при скорости менее 130 км/ч. КТ-1 расшифровывается как «Кресло Туполева первое», что является лишним подтверждением тому, что кресло хреновое. Это модификация стояла еще на Ту-16.
Получается, что на наших лучших дальних бомбардировщиках стоит кресло, которое не обеспечивает спасения экипажа даже на низких высотах, не говоря уже про пробег, разбег и стоянку самолета. Это само по себе нонсенс — что на таком современном бомбардировщике стоит это кресло вместо унифицированного и испытанного. Почему они не взяли кресло «Звезды»?
И вот теперь три трупа. А что теперь делать с остальными самолетами, которые оборудованы этим креслом? Если выяснится, что летчики ни при чем, то я бы весь парк этих типов самолетов оставил на земле. Самолет как боевая система непригоден к эксплуатации, если он еще воевать не начал, а уже убил людей.