«Мы уверены, что она достаточно безопасна и иммуногенна»: создатели первой в России частной вакцины против COVID-19

В конце сентября 2021 года Минздрав РФ одобрил проведение первого и второго этапов клинических испытаний вакцины от коронавируса «Бетувакс» — в них примут участие 170 добровольцев
Фото: Unsplash.com
На прошлой неделе стало известно, что компания «Бетувакс», входящая в группу Института стволовых клеток человека (ИСКЧ), подала заявление в Минздрав РФ на получение разрешения на проведение клинического исследования разработанной ею вакцины от коронавируса «Бетувакс-КоВ-2». Это первая в России вакцина от ковида, созданная частной биотех-компанией.
Republic поговорил с председателем совета директоров ИСКЧ Артуром Исаевым и научным директором «Бетувакса» Игорем Красильниковым о технологии создания новой вакцины, ее характеристиках и перспективах, критике «Спутника V», обязательной вакцинации и российских антипривочниках.
— В пресс-релизе ИСКЧ написано, что «Бетувакс-КоВ-2» технологически существенно отличается от уже зарегистрированных вакцин. Какую технологию вы использовали, если объяснять максимально простыми словами?
Артур Исаев: Бетувакс — это субъединичная рекомбинантная вакцина. Основной компонент вакцины, то есть антиген, — это рекомбинантный белок, который получен генно-инженерными методами. Наш антиген — это небольшая часть поверхностных белков коронавируса, играющих ключевую роль в проникновении вируса в клетки человека. Эти белки составляют всего лишь 3–4% всех белков коронавируса, но именно на них, по данным исследований инфицированных, вырабатывается до 80–90% всех нейтрализующих антител, и образуется клеточный иммунитет. Антиген адсорбирован на поверхности бетулина — вещества, природного происхождения, которое усиливает иммунный ответ.
В нашей вакцине меньше вирусных белков, чем в большинстве аналогов. Кроме того, «Бетувакс-КоВ-2», в отличие от векторных или вирусных вакцин, не содержит генетический материал. В аденовирусных вакцинах вектор — аденовирус со встроенным в него фрагментом коронавирусной РНК. Этот аденовирус, внедряясь в клетки человека, создает иммунный ответ на свои белки, а не только на коронавирусные. Мы же сразу вводим в организм антиген — часть коронавируса, на который возникает иммунный ответ. При этом мы точно знаем, какое количество антигена вводится. А в случае с векторными или вирусными вакцинами, невозможно сказать заранее, сколько нужного белка будет продуцироваться в клетках человека.
Артур Исаев, фото из личного архива
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]