Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кто поведет «ЕР»: Глава комиссии по похоронам предыдущего генсека становился генсеком следующим

«Единой России», стремительно теряющей рейтинги, предстоит определиться с лидером партийного списка на сентябрьских выборах Госдумы. С точки зрения политтехнологий место может достаться министру обороны РФ Сергею Шойгу, но есть варианты, рассуждает руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур.

Кто поведет «ЕР»: Глава комиссии по похоронам предыдущего генсека становился генсеком следующим
© kremlin.ru. Владимир Путин и Сергей Шойгу (на переднем плане)

Не секрет, что рейтинг «Единой России» сейчас переживает не лучшие времена. Не зря в Госдуме звучат предложения запретить «иноагентам» проводить и публиковать социологические опросы во время выборов.

Не зря оппозиционных политиков, имеющих хоть какую-то узнаваемость и популярность, арестовывают, уголовно преследуют и просто лишают права участвовать в выборах.

Но даже в условиях выжженной земли и отработанных методах организации голосования и подсчета бюллетеней реальный рейтинг партии и отношение к ней избирателей все еще играют какую-то роль в исходе.

Лицом партии на выборах станут те, кто возглавит федеральный список. Лучший для «Единой России» вариант, если список возглавит Владимир Путин. Это сразу добавит процентов десять результату партии. И так уже было в 2007 году.

168367

Но у Владимира Путина свой рейтинг, и он является государствообразующим. Участие Путина в выборах в Госдуму во главе списка «ЕР» улучшает рейтинг партии, но ухудшает рейтинг Путина. В 2007 году всё было не так. Владимир Путин уходил с поста президента (как выяснилось, временно), а его популярность, как и популярность «ЕР», находились в зените.

Участием в выборах во главе списка «ЕР» в 2007 году Путин укреплял свою позицию, демонстрируя высокую популярность. К тому же у него появлялась возможность возглавить, при желании, Госдуму. Сегодня Путин никуда не уходит, и даже наоборот — остается президентом до 2030 или 2036 года. А вот рейтинги вышли из зенита,и клонятся к закату — особенно у «Единой России». Совершенно незачем лишний раз фиксировать этот факт.

Традиционно список «ЕР» возглавляет ее формальный лидер Дмитрий Медведев. Сегодня он имеет большой антирейтинг, и очевидно, что для успеха партии во главе списка Медведева надо сменить на кого-то другого.

Но тут есть вопрос. Он возглавлял «Единую Россию» как кто? Как самый популярный после Путина политик (именно это требуется для укрепления рейтинга)? Или как бывший премьер-министр, формально второй человек в стране? Или как кронпринц (возможный преемник)?

С точки зрения циничных политтехнологий нужно, чтобы список «ЕР» возглавил самый популярный (после Путина) политик. Или, как вариант — федеральный список должен быть символическим, например, спортсмен, врач и учительница.

Но с точки зрения наших традиционных ценностей, рассадка за столом должна осуществляться в зависимости от ранга. В позднем СССР — кто возглавлял комиссию по похоронам предыдущего генсека, тот становился генсеком следующим. Да и сама должность генсека — секретарь, хоть и генеральный. Когда-то давно один генеральный секретарь выиграл в жестокой игре на выживание у своих более именитых оппонентов — так пост генсека и стал главным.

Поэтому лидер списка «Единой России» может восприниматься не просто как технологическое решение, но и как заявка на роль кронпринца.

Самым популярным политиком после Путина, согласно данным ВЦИОМ, сегодня является министр обороны Сергей Шойгу. С точки зрения технологии, ему и следовало бы возглавить список «Единой России». Но могут вмешаться другие соображения.

По последним данным государственного ВЦИОМ, Путину доверяют 27,2% опрошенных. Шойгу — 14,2%, министру иностранных дел Сергею Лаврову — 11,6%, премьер-министру Михаилу Мишустину — 8,8%, замглавы совбеза РФ, лидеру «ЕР» Дмитрию Медведеву — 2,1% (Алексею Навальному, например, 2,5%, а Павлу Грудинину — 2,4%). 44,7% опрошенных затруднились ответить.

В то же время, как утверждает ВЦИОМ, у Путина среди представителей действующей власти самый высокий рейтинг недоверия после Медведева — 9,3%. У Шойгу антирейтинг лишь 1,4%. Более 50% отказались отвечать на вопрос о недоверии.