Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Обида и кулак в кармане". Депутат Госсовета РТ — о бессилии Татарстана

Депутат Госсовета РТ Ркаиль Зайдулла

14 декабря Госдума окончательно приняла законопроект "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Он обязывает руководителей регионов называться главами и устанавливает запрет на наименование "президент". За принятие законопроекта в третьем чтении проголосовали 330 депутатов, 89 — против, двое воздержались. Депутат Госсовета Татарстана, председатель Союза писателей РТ Ркаиль Зайдулла в интервью Радио Азатлык предположил, что следующим шагом организации власти в России будет изменение статуса национальных республик, и Татарстан будет бессилен повлиять на ситуацию.

— Закон, который обязывает руководителей регионов называться главами и устанавливает запрет на наименование "президент", принят. Что вы думаете об этом?

— Это было ожидаемо. При той вертикали власти, которая существует сейчас, совсем не верил, что кто-то мог бы выступить против. Конечно, в душе была какая-то надежда. Если бы была возможность не принять такой закон, он не был бы предложен изначально. Он официально называется "законопроектом Клишаса-Крашенинникова", но инициатором был один человек на самом верху. Считаю, что Татарстан достойно отреагировал, мы внесли свои поправки (одна из 18 поправок была о принятии закона "с учетом волеизъявления народа" — "Idel.Реалии"), но они не были приняты в Москве.

— Какие изменения будут для Татарстана и татар, когда закон вступит в силу?

— Я об этом говорил уже много раз. Они [те, кто считает, что название неважно] говорят, что нет значения, как называется пост руководителя республики — глава или хан, как говорит Жириновский. Но почему же для них тогда так важно изменить это название? Конечно, очень жаль. Тогда пусть не будет президентов ПЕН-клубов, академий наук. В учебных заведениях есть президенты студенческих клубов.

Президент Татарстана — это символ лидера всего татарского народа. Это будет большим ударом по нам. Нас хотят "поставить на место". Я так это понимаю. Никто никогда не ставил президента Татарстана в ряд с президентами суверенных государств, а с принятием этого закона у руководителя будет ещё меньше полномочий. Страну хотят превратить в унитарное государство. Федерации не осталось ни практически, ни юридически.

— Как конкретно повлияет этот закон на татар за пределами Татарстана?

— Это чистая формальность. В Конституции Татарстана есть статья (статья 14 — "Idel.Реалии") об оказании содействия в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Татарстана. Не думаю, что татары перестанут считать руководителя республики своим лидером. Но в будущем Татарстану, возможно, станет сложнее помогать татарам в других областях и странах. После принятия такого закона тяжело что-то планировать. Думаю, следующим шагом будет статус национальных республик.

— Может ли этот закон привести к радикализации определенных групп татар?

— Конечно, нет. О радикализации не может быть и речи. Закон же не только татар касается. Экстремистом могут объявить любого. Никто не будет ставить свою жизнь и карьеру под удар.

— В 2014 году спикер Госсовета Фарид Мухаметшин заявил, что найдутся способы спросить мнение населения о наименовании руководителя республики. Звучали варианты референдума или других форм опросов. В этом году эту тему практически не поднимают. Лишь на последней сессии Госсовета РТ Фарид Мухаметшин вскользь упомянул о возможности референдума. Почему?

— Госсовет Татарстана —это те же граждане России. Госсовет не решает ничего. Спрячет обиду и кулаки в карман.

— Возможен ли референдум в Татарстане?

— Нет, конечно.

— Почему об этом никто не пишет? Ни общественные организации, ни национальная элита не сделали никаких заявлений.

— У нас вертикаль власти, все гайки закручены. Кто захочет подставлять свою голову?

— Будет ли реакция от Союза писателей?

— А кому от неё польза? Это как горохом об стену. Госсовет Татарстана переслал свои поправки, в Москве ничего с ними не сделали, что изменится от заявления Союза писателей? Нужно уже прекращать писать письма, на них никто не реагирует.

— А что депутаты Госдумы, избранные от Татарстана?

— Ничего, будут продолжать там сидеть.

— Думаете, Татарстану достается больше всего от Москвы?

— По всей России это. Централизация идёт по всей стране. Даже в советские времена такого не было. Может, во время войны такое было. Я читал воспоминания, что политбюро принимало решение о выдаче солдатам презервативов. Даже такие мелочи политбюро держало под своим контролем. В XXI веке в демократической стране это немыслимые вещи, однако они происходят.

— Что дальше?

— Следующим шагом будет изменение статуса национальных республик и построение унитарного государства.

— Татарстан может этому как-то противостоять?

— В этой ситуации нет. Противостояние или диалог возможны только в демократической стране, где есть для этого ресурсы и принципы. В сегодняшней реальности такого нет.

Embed Embed The code has been copied to your clipboard.
width px height px
The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00

Голосуйте за новость года в Татарстане

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.