Дата
Автор
Сергей Мануков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Последний процесс Кафки. Почему борьба за архив писателя растянулась на полвека


Сто лет назад, январским вечером 1922 года, Франц Кафка начал писать роман «Замок», незаконченную рукопись которого он — так же, как и все остальные свои бумаги, — попросил сжечь. Архив спасли от огня. Сейчас после удивительных приключений с ним может познакомиться любой желающий.

В прошлом году произошло долгожданное для поклонников Франца Кафки событие — после многолетних судебных тяжб и длительного и сложного процесса реставрации, оцифровки и каталогизации на сайте Национальной библиотеки Израиля (NLI) появились в свободном доступе рукописи, письма и рисунки одного из отцов литературы абсурда.

Архив Кафки собирали по частным коллекциям, архивам и банковским хранилищам в Германии, Швейцарии и Израиле. Последнюю часть бумаг, три варианта рассказа «Свадебные приготовления в деревне», общую тетрадь для изучения иврита и сотни писем, путевых дневников и набросков, доставили в Израиль в 2019 году из хранилища цюрихского банка UBS.

Умирая, Франц Кафка попросил своего лучшего друга Макса Брода сжечь архив, но тот не только не выполнил последнюю волю чешского писателя, но и опубликовал множество его произведений, не увидевших свет при жизни.

Брод завещал бумаги Кафки своей секретарше и попросил передать их в библиотеку или какой-нибудь открытый архив, но его последняя воля тоже осталась невыполненной. Эстер Хоффе оставила архив дочерям, которые отказались передавать его NLI. Точку в долгих тяжбах поставил в 2016 году Верховный суд Израиля, ставший на сторону главной израильской библиотеки, где хранятся архивы многих известных представителей еврейского народа, включая Альберта Эйнштейна.

«Бумаги Франца Кафки присоединятся к миллионам других экспонатов, которые мы выставили в последние годы в интернете,- сообщил директор Библиотеки Орен Вайнберг.- Публикация стала очередным шагом в кампании передачи культурного наследия будущим поколениям. Бумаги Кафки много лет были недоступны широкой публике, и вот сейчас мы с гордостью открываем свободный доступ к ним для ученых и миллионов почитателей его творчества как в Израиле, так и во всем мире».

Рукописи не горят

О величии человека принято судить по следу, оставленному им после смерти. Франц Кафка, например, кроме романов и рассказов, подарил человечеству термин «кафкианский». Так сейчас нередко называют что-то мрачное, иррациональное и абсурдное — то, что было свойственно творчеству одного из главных немецкоязычных писателей прошлого века. Термин «кафкианский», кстати, с полным основанием можно отнести и к тому, что произошло с его архивом.

Пожалуй, Франц Кафка относился к своему творчеству критичнее даже Николая Гоголя. Гоголь сжег лишь второй том «Мертвых душ», Кафка же, по мнению некоторых специалистов, проделал это с 90% своих рукописей. Две трети оставшегося наследия находится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета, Немецком литературном архиве в Марбахе и других библиотеках, а последняя треть после воистину «кафкианских» страстей попала в Национальную библиотеку Израиля в Иерусалиме.

После смерти Кафки 3 июня 1924 года от туберкулеза на столе его комнаты в санатории под Веной нашли письмо, адресованное Максу Броду. «Дорогой Макс, — написал он перед смертью, — я хочу, чтобы все, что останется после меня в виде рукописей, дневников, писем (как моих, так и чужих), рисунков и т.д., было сожжено непрочитанным».

Макс Брод, к счастью, последнее желание друга не выполнил. Уже в конце лета 1924 г. он подписал договор на подготовку посмертного издания неопубликованных романов и рассказов Кафки. В 1925 году свет увидел «Процесс», затем с интервалом в год вышли «Замок» и «Америка». Во многом именно благодаря Броду человечество обязано открытием одного из величайших писателей XX века.

В 1939 году за считанные часы до того, как оккупировавшие Чехословакию немцы закрыли границы, Макс Брод отправился в Палестину, находившуюся тогда под британским управлением по мандату Лиги наций. Самое ценное, что у него было — рукописи, дневники и письма Франца Кафки, он вез в двух чемоданах. Архив Кафки оставался у Брода до его смерти в Тель-Авиве в 1968 году. Затем он перешел в собственность его секретарши Эстер Хоффе, которая скончалась в столице Израиля в конце 2007 года на 101-м году жизни. Она должна была передать бумаги NLI, но не сделала этого.

Архив Кафки-Брода хранился в 10 сейфах в швейцарском и израильском банках, а также на квартире, расположенной на первом этаже жилого дома в Тель-Авиве по адресу: улица Спинозы, 23. В этом доме после смерти Эстер Хоффе жила её дочь Ева с несколькими десятками кошек, изрядно испортившими бумаги.

Архив раздоров

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.